Вопрос читателя:

Здравствуйте! Читал о том, что христианство в какой-то степени виновато в упадке науки и культуры в Средние века после развала Римской империи, что античное наследие отвергалось христианами как языческое. Так ли это? Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Это очень сложный и многоаспектный вопрос, поэтому я сразу Вас перенаправлю к книгам, которые посвящены культуре и истории Средних веков. Вы можете посмотреть, например, «Категории средневековой культуры» и другие работы Гуревича, любые книги Лозинского, конкретно о рецепции античности — «Античное наследие и культура раннего Средневековья» Уколовой, работы Хейзинги (очень, кстати, интересное чтение). Хорошие серьезные книги (мне кажется, они все есть в сети) откроют перед Вами удивительный, богатый, интересный мир средних веков, в которые люди, отказавшись, действительно, от языческого мировоззрения (а кое-где адаптировав его под христианство) создали совершенно новую культуру, которая лежит в основе современной европейской культуры. Причем в какой-то степени процессы, которые происходили в Западной Европе, похожи на те, что были и у нас.

Отвергалось ли античное наследие? Отчасти, безусловно, да. Но имейте в виду, что многие веди примерно до эпохи Возрождения для Европы были недоступны, потому что с падением Римской империи на Западе практически не было носителей греческого языка, соответственно, огромная часть античного наследия была европейцам попросту непонятна, примерно как сейчас большинству непонятен китайский язык. Осталось наследие латинское, римское. Содержательно, конечно, многое было Европе неблизко, но при этом очень многое вошло в состав ее базиса: латынь стала языком Католической Церкви: на нем велось богослужение, образовательный процесс в семинариях шел на латыни, официальные документы составляются на латыни до сих пор; многие принципы римской литературы повлияли на литературу западной Европы, например, любовная поэзия ориентировалась на римскую любовную элегию, ораторское искусство имело своим образцом латинскую риторическую прозу, да и эпос писался с оглядкой на латинский эпос, прежде всего, Вергилия. Религия Рима, конечно же, потеряла свою значимость, но римские достижения были Европой достаточно хорошо восприняты (к примеру, арочные конструкции в архитектуре, да что там говорить, даже шрифтом до сих пор пользуются именно латинским). В эпоху Возрождения в Западной Европе заново открыли Грецию, так что европейская культура пополнилась и греческими памятниками культуры. При этом нужно иметь в виду, что в Византии, которая все-таки тоже относится к Европе, греческую античность не забывали никогда и она всегда была в основе школьного образования, так что наши святые, например, святитель Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Палама и многие другие, составляя свои тексты, очень ориентировались по части риторики на античных ораторов. Святитель Василий даже писал сочинение о пользе языческих сочинений, можете почитать, оно переведено на русский.

Массово, конечно, народ античность не воспринимал, потому что, как Вы понимаете, для ее восприятия нужно было знать греческий и латынь, чего никогда не было. Но в монастырях латинские тексты переписывались, в этих списках наследие и сохранилось. Собственно, и сегодня эту литературу даже в переводах читает не так много людей, я уже не говорю о подлинниках. Что касается многих других достижений — в области архитектуры, например, в области права, — то ими активно пользуются. Например, те же арки использовали при строительстве храмов. Но идеологию, конечно же, не перенимали, потому что да, язычество христианству было попросту ни к чему.

Что касается упадка культуры, думаю, что виновато тут не христианство, а то, что варварским западноевропейским племенам удалось взять Рим. Поскольку Римская империя была разрушена, а варвары явно не были способны сразу в полноте воспринять ее наследие, оно естественным образом на какое-то время забылось. При этом в Восточной римской империи (Византии), которая пала только в 1453 году, как Вы понимаете, произошел достаточно плавный, в смысле, без внешних набегов переход от язычества к христианству, и в ней культура была на достаточно высоком уровне (я уже и написал о том, что в основе школьного образования лежали памятники греческой литературы).

В общем, думаю, основные моменты я обрисовал, а дальше читайте книги.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: