Храм Христа Спасителя мог бы стоять рядом с МГУ: как так? - Православный журнал «Фома»
Храм Христа Спасителя мог бы стоять рядом с МГУ: как так?
Cathedral of Christ the Saviour

Храм Христа Спасителя мог бы стоять рядом с МГУ: как так?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

20 лет назад, 19 августа 2000 года, был освящен храм Христа Спасителя. Он не просто украшает столицу, но и напоминает об Отечественной войне 1812 года, когда войска Наполеона вторглись на территорию России. И москвичи, и гости столицы привыкли к тому, что храм находится на набережной недалеко от Кремля. Но не все знают, что изначально храм Христа Спасителя собирались построить совершенно в другом месте. 

После изгнания войск Наполеона из России в 1812 году император Александр I издал Высочайший Манифест о строительстве храма Христа Спасителя: 

«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...

... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!»

Главным архитектором проекта был утвержден молодой художник Карл Мангус Витберг (в крещении — Александр Лаврентьевич). Он спроектировал трехъярусное здание, которое предполагалось построить на «короне Москвы» — так называли Воробьевы горы. С этой точки храм должен был видеть весь город. Когда император увидел проект, он восторженно обратился к архитектору: «Вы заставили говорить камни!».

Закладка камня на месте строительстве храма состоялась через пять лет после изгнания армии Наполеона — 12 октября 1817 года. Любопытно, что место закладки находилось между Смоленской дорогой (по ней враг пришел в город) и Калужской (по ней французы уходили обратно). 

Храм Христа Спасителя мог бы стоять рядом с МГУ: как так?

Но грандиозному проекту на Воробьевых горах не суждено было воплотиться. Почва возвышенности совершенно не подходила для строительства такого большого сооружения, что из-за отсутствия опыта не учел молодой архитектор. Также он халатно относился к учету расходов и плохо контролировал процесс. В итоге за семь лет работы так ничего и не построили. Следующий император, Николай I, остановил работы и отдал под суд Витберга, который был признан виновным в растрате и сослан в Вятку. 

Николай I назначает нового архитектора и новое место для постройки храма. Поменялся и сам проект — вместо наполненного мистическим символизмом сооружения император выбирает храм в русско-византийском стиле, который ему наиболее близок. Храм Христа Спасителя освятили на привычном для всех месте на набережной Москвы-реки в 1883 году. 

Почему же тогда в этом году мы празднуем 20-летие его освящения? Дело в том, что построенный в XIX веке храм взорвали в 1931 году — позднее атеистическая власть построила на его месте бассейн «Москва». И только в 2000 году храм был воссоздан заново — 19 августа Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (13 голосов, средняя: 4,85 из 5)
Загрузка...
18 августа 2020
Поделиться:

  • Артемий
    Артемий2 года назадОтветить

    Рядом с Главным Зданием МГУ Храм не мог бы стоять хотя бы потому, что его бы наверняка так же взорвали задолго до постройки ГЗ МГУ. Это если бы его там всё-таки удалось построить. Да и неизвестно как бы его потом восстанавливали на прежнем месте.

  • Олег Киръ
    Олег Киръ2 года назадОтветить

    Проект Витберга был удивительным. Однако как идеалист он не учел масштабов воровства наших подрядчиков. И конечно, во всем обвинили архитектора, человека безупречного по честности. Впрочем, храм и не мог быть построен на выбранном месте - он сполз бы по склону в реку. Однако и для храма Тона место выбрали неудачно. Да и материал (известняк)был не к месту. Сам же храм был чудовищно казенным, за что его и прозвали "самоваром". Так или иначе но уже через сорок лет храм уже разрушался под действием грунтовых вод, просочившихся в известняк. Реставрации же реставрации не подлежал. Лужков напрасно воспроизвел проект Тона. Были ведь более интересные варианты.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь