Вопрос читателя:
Здравствуйте. Не знаю, кому попадет мой вопрос и каков будет ответ, но положусь на волю Божию в том, что ответ будет таков как мне нужен и что он станет полезен мне на пути ко спасению (если, конечно, я иду в правильном направлении). У меня порой возникает ощущение, хочется прикоснуться ко Христу, свернуться калачиком у ног и ощущать тепло Его присутствия, заснуть, а потом проснуться и задать вопрос и постоянно купаться в этой радости. Но такого нет и возникает ощущении недостатка, потери, которую не покроешь разговором даже с лучшим собеседником. Я попыталась верно описать свое состояние и хочу понять, что оно означает. Поверьте, я не невротик и в психических расстройствах не замечена. Я более 20 лет в Церкви, причащаюсь (не так часто, как могла бы), молиться особо не люблю (нет выдержки и терпения), но молюсь. Вот таков мой портрет и я очень ожидаю ответа. Спаси Господи, батюшка.
Людмила
Ответ священника:
Дорогая Людмила, Ваше желание — «хочется прикоснуться ко Христу, свернуться калачиком у ног и ощущать тепло Его присутствия, заснуть, а потом проснуться и задать вопрос и постоянно купаться в этой радости» — совершенно нормально. Мне кажется, так очень даже можно и правильно воспринимать отношения с Богом — довериться Ему, как ребенок, просто, открыто, радостно, хотеть просто побыть рядом, как с любящим Отцом (может быть, даже как с мамой, если брать близкую аналогию из обычной жизни), побыть так, отдохнуть («заснуть», как Вы пишете), а потом, когда наберется достаточно сил, выйти в более активное общение и радоваться тому, что у Вас есть Бог, а Вы есть у Него.
Но наша земная жизнь, внутреннее состояние, различные моменты искушений и так далее очень препятствуют тому, что Вы описали. Я бы не сказал, что это нормально (норма для человека — это быть с Богом), но можно сказать, что это естественно для жизни в мире после грехопадения. А еще очень важно, как строится Ваша духовная жизнь и как же так вышло, что те возможности и инструменты, которые есть в Церкви, не помогают Вам достичь состояния Богообщения, в то время как оно в Церкви, можно сказать, на каждом шагу по крайней мере предполагается.
Смотрите, что я имею в виду. Молитва — это ведь и есть состояние Богообщения и пребывания с Богом. Это не какая-то, не знаю, силовая гимнастика по вычитыванию определенного количества текстов, но именно встреча с Богом, разговор с Ним. Вы можете для этого разговора использовать тексты готовых молитв, которые были составлены святыми, чтобы научиться молитве, посмотреть, как и о чем молились святые. А можете наряду с ними молиться и своими словами — рассказывать Богу, Матери Божией, ангелам, святым о том, что Вас беспокоит, тревожит, чему Вы радуетесь. Бывают состояния, когда, глядя на икону, человек просто молчит, потому что момент общения есть, а слов не находится, это тоже нормально. Можно много раз читать «Господи, помилуй».
Правда, что касается духовной жизни, лукавый не дремлет, и именно поэтому о течении своей духовной жизни нужно разговаривать с духовником, чтобы он мог корректировать, когда это нужно, и уберечь Вас от состояний прелести.
Что касается Причастия, так это же Таинство соединения с Богом (см. Причастие: что это? и Зачем нужно причащаться? Отвечает священник) и, если ориентироваться на Ваше письмо, как раз и есть то, что Вы ищете. Я допускаю, что Вы можете воспринимать Причастие не совсем так, как представляете, ориентируясь на земные примеры опыта, но если смотреть по сути, то это оно и есть. Молитвы, пост, исповедь — это все этапы внутренней подготовки к тому, чтобы принять Причастие в максимальной полноте.
Я допускаю, что за время церковной жизни у Вас могли сформироваться определенные стереотипы восприятия духовных практик в Таинств, отношения к ним и так далее — и призываю сейчас помолиться, попросить Божией помощи, поговорить с духовником, подумать самой и обновить восприятие духовной жизни, ведь вся она направлена как раз на то, чего Вы так хотите.
С Богом, дорогая!