Херувимы в православной традиции — это ангелы, один из ангельских чинов. Ангелы представляют собой невидимых небесных созданий, сотворенных Богом и наделенных собственной жизнью.
В сочинении «О небесной иерархии», приписываемом Дионисию Ареопагиту и датируемом V–VI веками, говорится о существовании девяти ангельских чинов, которые подразделяются на триады, или лики.
К первому лику относятся серафимы, херувимы и престолы.
Серафимы переводятся как «пламенные, огненные» и отличаются особой близостью к Творцу и горячей любовью к Нему.
Херувимы в еврейском переводе означают «умы», распространители Божественного знания. Их задача — духовное просвещение людей.
На престолах восседает Бог и вершит правосудие. Согласно церковному вероучению этот чин имеет очень высокую и недосягаемую для человека степень близости к Господу. Только Пресвятая Богородица сподобилась такого приближения, о чем говорится, например, в молитве «Достойно есть»: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Второй лик состоит из господств, сил и властей.
Господства являются небесными покровителями и наставниками земных правителей, помогают человеку бороться со своими грехами.
Силы могут творить чудеса и делегируют эту возможность святым людям.
Власти управляют стихиями и укрощают падших ангелов.
Третий лик включает в себя начальства (начала), архангелов и ангелов.
Начальства (начала) распоряжаются законами вселенной, охраняют целые народы и государства.
Архангелы являются учителями и призваны открывать волю Божью для человека. К ним относят небесных архистратигов, наиболее известные из которых — это Михаил и Гавриил. Первый считается покровителем всего небесного воинства. Второй явился Пресвятой Богородице с известием о том, что она родит Спасителя. Это событие празднуется церковью и называется Благовещением.
Ангелы наиболее близки к человеку и являются защитниками и покровителями людей. Так каждому человеку при крещении дается его небесный покровитель — ангел-хранитель, который молится Богу об этом человеке и охраняет его от беды. Подробнее об ангельских чинах читайте здесь.
Значение слова «херувимы» многообразно. Есть несколько версий его перевода. Наиболее популярные из них:
— от еврейского «керуб» — быть близким. Подразумевается близость к Богу;
— от аккадского «карабу» — «благословлять», «молиться». Ангел как посредник между Богом и человеком, он возносит молитву человека к Богу.
В Библии херувимы изображены как ангелы, на которых восседает Господь (1 Цар 4:4; 2 Цар 6:2; 4 Цар 19:15; 1 Пар 13:6; 2 Цар 22:11 и Пс 17:11). И это свидетельствует об их непосредственной близости к Создателю.
В описании грехопадения Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3:24).
В Ветхом Завете есть изображение херувимов с четырьмя крыльями и с четырьмя ликами. Четыре крыла означают их способность к быстрому перемещению и принадлежность небу. Святой пророк Иезекииль показывает их в виде тельца, льва, орла и человека (Иез 1:4–28).
Наиболее известным современным упоминанием херувимов является центральное песнопение на литургии — «Иже херувимы…». Оно основано на видениях ветхозаветных пророков Исаии и Иезекииля и призывает нас славословить Бога подобно ангелам. Таким образом, на вопрос «херувимы — кто это в православии» можно ответить: это ангелы, второй ангельский чин из девяти. Это чин принято изображать как четырехкрылых и четырехликих ангелов. Их главная миссия — просвещение.
Подготовлено редакцией журнала «Фома»