В эфире «Инстаграма» (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) журнала «Фома» на этот вопрос читателя ответил православный публицист, психолог Александр Ткаченко.
Грех в переводе с греческого — «промах», «мимо цели». Если человек захотел есть, он может купить булочку и кофе, а может украсть эту булочку или отобрать у первоклассника. Потребность одна и та же, но удовлетворить ее можно разными способами, и грех — это удовлетворение естественной потребности неестественным способом.
Страсть — это устойчивый навык к совершению греха. Однажды совершив грех и испытав острые ощущения, человек решает повторить его. Постепенно у него формируется потребность в таком противоестественном удовлетворении. При многократном повторении греховного действия вырабатывается условный рефлекс. Потом он и рад бы это бросить, а не получается.
У человека, например, нет природной потребности в курении. Есть потребность в исследовании нового, в поиске ответа на вопрос «А что это такое?». Попробовав один, второй, третий раз, отказаться сложно. Грех обладает тем же свойством: чем больше человек ему предается, тем тяжелее от него потом избавиться.
Есть афористичное определение страсти у преподобного Исаака Сирина: «Грешник — это пес, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови». Человек понимает, что он сам себя пожирает, но получает удовольствие от этого и ничего не может с собой сделать.
Порок — это комбинация из первых двух понятий. Его можно сравнить с огрехом — это тоже ущерб, недостаточность. С другой стороны, порочными называют людей, у которых сформировалась противоестественная потребность, людей, преданных страсти. Поэтому я думаю, что порок — это в большей степени социальное определение, некая оценка людей, которые сформировали в себе привычку к противоестественным удовольствиям.
Подготовила Анастасия СПИРИНА