
Вопрос читателя:
Христос Воскресе!
Считается ли грехом, если я по незнанию перекрестилась на старообрядческий храм, проходя мимо на улице? Стоит ли сказать об этом на исповеди? Честно говоря, я не очень разбираюсь в архитектурных различиях (но теперь появилось желание подробно изучить этот вопрос) и по виду храма не определила его принадлежность. Узнала позже из интернета, когда смотрела карту района.
Спаси Господи!
Елизавета
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Воистину Воскресе, дорогая Елисавета!
Конечно же это не грех. Почему? Поговорим сначала об общих принципах. Итак, это не грех, хотя бы потому что грехом считается ОСОЗНАННОЕ нарушение законов Божиих. Вы никогда не задумывались, почему в Церкви отпевают самоубийц, пошедших на этот шаг в припадке умопомрачения? А это делает Церковь потому, что такой самоубийца не грешит, ибо в состоянии лишенности ума не может отвечать перед Богом за свои поступки.
В Вашем случае всё гораздо проще. Вы перекрестились по незнанию. Конечно, как говорил наш преподаватель педагогики, «незнание — это грех невежества», но в Вашем случае применима мысль Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необъятное».
Поэтому, дорогая Елисавета, и нет греха в том, если Вы ненамеренно совершили проступок, но с добрыми намерениями. Или, как говорил один из наших недавних руководителей: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Радует то, что Вы уже разобрались в своем вопросе. И вот теперь, после того, как Вы узнали, как следует поступать, Вы уже несёте ответственность за свои поступки.
О том, почему христиане крестятся на храм, можно также посмотреть вот эти ответы:
Зачем креститься при виде храма?
Надо ли креститься каждый раз, идя мимо храма?
Храни Вас Господь!
люди тратят себя в мелочах, эвон по не знанию .... не грех ли? а не грех ли упорствовать в своих истинах чья вера правильней? или человеческая "Я" давит сильней чем вера во Христа.
Вообще не будет грехом креститься ни на какой христианский храм. Если я, будучи в Ватикане, перекрещусь на Собор Святого Петра, разве это будет грехом? Нет, конечно. Другое дело - если бы я перекрестился на индийскую пагоду или арабскую мечеть.
Перекреститься перед старообрядческим храмом вообще не будет грехом. Потому что старообрядцы - такие же православные, как и мы. Они ничем не отличаются в основных догматах веры, у них тот же "Символ веры" и пр. Если Вы поищите в интернете "таинства старообрядцев равноблагодатны" или что-то подобное, то увидите, что собор РПЦ в 70-х или 80-х годах даже приравнял по благодатности таинства РПЦ и таинства старообрядцев. И если уж получилось, что человек изначально стал веровать в старообрядческой традиции, то это не значит, что он лишен благодати и Спасения, и уж тем более он не еретик. Но если традиционный православный повернется и уйдет в старообрядческую традицию, то тут есть над чем задуматься, нет ли здесь греха осуждения, гордыни и духа сектантства.
Мне казалось, что старообрядцы объеденились с РПЦ в 2007м году, разве нет?
Далеко не все, на территории России существует как минимум четыре самостоятельные старообрядческие юрисдикции.