Грех ли ограбить вора?

Грех ли ограбить вора?

Вопрос читателя:

Батюшки, можно ли обворовывать воров и грабить грабителей, чтобы вернуть деньги тем, у кого награбили или украли, или потратить деньги на добро (если нет возможности их вернуть, например, когда не знаешь у кого украли или кого ограбили)?

Валерий

Отвечает иерей Виктор Никишов: 

Бог Вас благословит!

Воровство есть грех вне зависимости, у кого воруешь. И даже для благих намерений нельзя совершать грех.

Существует правоохранительная система, которая подготовлена для того, чтоб возвращать справедливость и возвращать награбленное. Поэтому, каждый должен заниматься тем, на что Господь дал талант. Если у Вас есть талант находить воров и грабителей, возможно стоит подумать о том, чтобы применить свои навыки в правоохранительной системе.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (9 голосов, средняя: 4,78 из 5)
    Загрузка...
    26 ноября 2020
    Поделиться:

    • Денис
      Денис4 месяца назадОтветить

      Кузнецов Михаил, я писатель (хоть и ни профессиональный, но и ни совсем любитель). Так пишу обычно так, что главный герой нравственно схож со мной. Тяжело, неудобно писать про кого-то с иной моралью, редко так пишу. Последний раз писал для подчёркивания нужности людям жить по-человеческим на примере нечеловеческого главного героя, что зря пытался жить по-людски.
      Разница между творцом и выдуманными им персонажами настолько огромна, что наверное в наибольшей степени позволяет нам представить разницу между Творцом и людьми. Поэтому мне и претит мнение о принципиальном отличии морали Боги от той, что Творец заповедовал людям. Маловероятно, на мой взгляд, что мы герои произведения в жанре "иная мораль".

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил4 месяца назадОтветить

        Да, я купил кое-что на литресе, очень занимательно. Действительно, аналогия между писателем и персонажами часто приводится для описания разницы между человеком и Богом, но аналогия, как Вы понимаете, какой бы хорошей не была, никогда не бывает полной. Нюанс с моралью заключается в том, что, как уже говорилось неоднократно, Бог не является частью этого мира. Мораль - это буквально представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, и представления эти обусловлены нашим существованием в этом мире, частью которого, повторюсь снова, Бог не является. Более того, в православном видении мира, у зла есть начало - в момент сотворения мира никакого зла не существовало - а Бог предвечен, то есть находится не только вне категорий зла, но и вне категорий времени. В качестве иллюстрации вспомните, что обоих Заветах Бог поступает иной раз так, что мы посчитали бы злом, если бы так по отношению к нам поступали люди, но мы видим сделанное Богом только как благо. Короче говоря - Бог вне морали.

        Так что возвращаясь к вопросу однозначности греха, из писания мы также видим, что грех всегда осуждается как грех, вне зависимости от обстоятельств, однако какую вынести этому оценку, и какими должны быть последствия греха (преступления) для человека всегда решается исходя именно из обстоятельств.

    • Денис
      Денис4 месяца назадОтветить

      Кузнецов Михаил, чем отличается царь от тирана? Царя исполняет свои законы, по крайней мере старается жить по своим же законам. Тираны же беспредельщики!
      В православии одно из имён Бога - это Царь Небесный. Хорошие законы - это законы для всех, хорошие законодатели живут по-закону.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил4 месяца назадОтветить

        Вы снова делаете ту же самую ошибку - Бог не царь, Бог не часть этого мира, а Творец. Честно говоря мне уже страшно приводить аналогии, поскольку Вы слишком часто докапываетесь именно до аналогии, уходя при этом от сути вопроса, так что просто повторю ещё раз (надеюсь в этот раз Вы меня услышите) - любые Ваши (и мои, и кого угодно) представления о человеческой иерархии и принципах власти не применимы к Богу, посколько Бог находится вне этой иерархии. Царь Небесный и Царь Израилев - это эпитет, попытка образно описать то, для чего и слов нет. Забавен кстати тот факт, что в Ветхом Завете Бога так не зовут, а в Новом царем Христа зовут те, кто его осудили и распяли, и говорили они так в издевательском ключе. Так или иначе Библии есть много имен и эпитетов, которыми пытаются описать То, что есть Бог, среди них есть и "камень", и "дверь", и "агнец" (но при этом еще и "пастырь"), однако Вы не говорите что-то вроде "чем хорош камень? тем что лежит, и никому не мешает, а ежели мешает - из него можно что-то красивое высечь; должно и богу быть таковым".

        Возвращаясь к сути вопроса, вспомните о заповедях, данных Моисею - там однозначно было сказано "не укради", без оговорок про добрые намерения. В христианском мире аргумент "Я хотел как лучше" не оправдание злодеянию, никакому.

    • Денис
      Денис4 месяца назадОтветить

      Кузнецов Михаил, насчёт Иеффая ещё отмечу, что до убийства собственной дочери его как раз довело жёсткое следование схеме. Раз Богу обещал, то нужно обязательно выполнить. Хотя разве Истинному Богу угодна жестокая дурость?

    • Денис
      Денис4 месяца назадОтветить

      Кузнецов Михаил, разве Христос жил на Земле по-принципу Богу всё можно, всё дозволено? У Бога, если речь о Боге Истинном с большой буквы, нравственные самоограничения несравненно жестче, чем у самого праведного человека.
      Касательно же людей, то реальная жизнь сложнее схем. Вот пример из ветхозаветной Книги Судей, когда библейский герой убивает собственную дочь, думая, что приносит её в жертву Богу «29 И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам.

      30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,

      31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.

      32 И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;

      33 и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель - Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.

      34 И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.

      35 Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься.

      36 Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом - и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.

      37 И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими.

      38 Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах.

      39 По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля,

      40 что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году». Хотя ныне какой христиан не отрёкся бы от подобного общения, если бы и дал с дуру?
      Апостол Пётр трижды за считанные часы от самого Христа отрекался ради сбережения своих жизни и здоровья. Однако апостолом остался.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил4 месяца назадОтветить

        Кто может Богу что-то разрешить или запретить? О каком "Богу все можно" идёт речь, и как это связано с тем, что грех остается грехом вне зависимости от того, по каким причинам он был совершен? На каких убеждениях основано Ваше мнение о том, каким должен быть Бог, и почему Вы решили что знаете, как именно Бог должен себя ограничивать?

    • Денис
      Денис4 месяца назадОтветить

      Либо "убийство грех в любом случае", либо не в любом случае, что и требовалось доказать. К воровству подобное тем более относится.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил4 месяца назадОтветить

        Ну, если для Вас нет разницы между Богом и человеком - тогда да, для Вас это доказательство работает.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил4 месяца назадОтветить

      Убийство, как и грех вообще, являются частью мира, тем, что может существовать только в рамках этого мира. Бог, как Вы помните - не часть мира. Еще можно вспомнить, что жизнь - это то, что принадлежит Богу (а не нам), так что говорить, что забирая то, что принадлежит Ему, Бог грешит - как минимум не логично.

    Загрузить больше комментариев
    Загрузить ещё