Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! У меня двое детей, мальчики 9 и 11 лет. Дети как дети, самые обычные вредные уже подростки. Учиться не хотим, талантами не блещем, в общем, хвалиться нечем. Да я и не хочу — от осинки не родятся апельсинки, я тоже самая обычная. Моя мама сначала в мое детство мне всяческих девочек в пример приводила, теперь пытается проделать то же с внуками. Не выходит, получает резко негативную от них реакцию (моя школа, да — «будь собой, всех «примерных» лесом!). Но меня беспокоит моя реакция на успехи чужих детей — абсолютное безразличие. Даже если это дети подруг или мои собственные племянники. Никаких чувств. Вообще. Ни восхищения, ни радости, ни зависти, ни злости — ничего, пустота и безразличие. Это разве нормальная реакция?
С уважением, Ольга.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Ольга, Ваши чувства — это Ваши чувства либо их отсутствие. Я думаю, что в данном случае это, как сказали бы врачи — вариант нормы. Ведь не всякое достижение приводит в восторг всех. Например, кому-то отзовется прекрасно сделанный рисунок, а кому-то это вообще безразлично, а вот спортивный успех или то, что человека научился, наконец, не драться, а решать конфликт словами — то, что восхитит по-настоящему.
Я думаю, что в случае с детскими успехами важны в основном не сделанные детишками вещи (по большому счету, сами по себе их поделки, за редчайшим исключением, ценности ни художественной, ни инженерной не несут), а тот опыт, навык, которые приобрели дети, пока их делали. Это может быть как практический навык (научился держать карандаш, передавать пас, готовить яичницу), так и навык какого-то преодоления себя (ленился — а теперь стал вставать вовремя. заправлять постель, делать зарядку, помогать родителям по дому). И часто, я думаю, детей хвалят не за поделку, а за приложенные усилия, прилежание, освоение и применение новой информации. По сути, похвала и восхищение («Ты умница!», «Вот это ты молодец!») — это не столько оценка сделанного, сколько, говоря языком психологии, положительное подкрепление правильного направления мыслей и действий ребенка: нарисовал рисунок — проявил тем самым заботу и любовь к бабушке«; выучил стихотворение — правильно, умница, запомни, что учиться — это полезно; завоевал 1 или 2 место в турнире — отлично, вот так и продолжай тренироваться регулярно, побеждая свою слабость и лень. Понимаете, да? Конечно, когда речь идет о любимом ребенке (как правило, своем), наблюдать за его развитием и ростом в принципе интересно и тут радуешься и гордишься и в чувствах тоже, потому что ну свой же! А еще о своем всегда ведь знаешь, чего ему на самом деле стоит сделать этот несчастный рисунок в детский садик или пробежать стометровку — сколько он тренировался во дворе с секундомером. Ну гордишься, конечно же, потому что ведь молодец!
Если Вы изнутри ситуацию не знаете, а сами поделки и успехи — это обычные этапы освоения этого мира маленьким человеком, то, в общем, отсутствие восторга и восхищения — это реакция довольно адекватная. И чтобы не ссориться с родными и сделать небольшой вклад в развитие подрастающего поколения, я бы Вам советовал хвалить чужих детишек не из чувства восторга, а чтобы подкрепить их хорошее поведение и правильное приложение сил: не окно разбил — а в конкурсе поучаствовал, надо показать, что это одобряется, чтобы и дальше он делал упор на конкурсы, а не на драки и битье стекол, условно говоря.
А себя не корите. Я думаю, Вы настолько «переели» в детстве этого восхищения чужими, что теперь просто отдыхаете от необходимости этими чужими восхищаться и пытаться внутри вызвать восторг, которого нет. Это Ваш опыт, опыт болезненный, и Вы в полном праве от него отдохнуть.
С Богом!