Вопрос читателя:
Добрый день!
После праздничной литургии на Троицу по примеру другой прихожанки взяла с собой из храма немного травы, которой устланы полы. Родственница меня отругала за это. Неужели считается грехом, что я вынесла что-то из храма без благословения батюшки. Как быть?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Если бы Вы вынесли из храма какой-то предмет, конечно, это было бы грехом воровства, как и в случае с любой другой вещью в любом другом месте, которую человек выносит без спроса. На траву, которую в храм приносят на Троицу это не распространяется.
Храмы украшаются ветвями и травой на Троицу по традиции, у которой есть сразу несколько объяснений. Как Вы можете прочитать по ссылке, во всех случаях речь идет о глубоко символическом восприятии этих веточек и травинок. Если сравнить их, например, с вербами на Вербное воскресенье, можно увидеть, что, в отличие от верб, траву на Троицу мы даже не благословляем (см. Почему православные обрывают вербу?).
Веточки и траву приносят в храм в качестве украшения. Какое-то время они находятся в храме, после их выбрасывают, и именно их взять, конечно, не грех. Вопрос, для чего Вы берете.
С троицкой травой связано множество суеверий. Сразу скажу: никакой особой «силы» в траве нет и благодати тоже. Трава — это просто трава. Кажется, у сербов принято собирать траву в храме на полу и после плести из нее веночек. Потом они висит дома и напоминает о смысле Праздника Пресвятой Троицы. Если Вы взяли траву с такой благочестивой целью, то все в порядке. Если Вам просто понравились травы и Вы их взяли с какой-то утилитарной целью (например, дома от них будет приятный аромат) — ну что же, это тоже можно, хотя с тем же успехом Вы бы могли сходить и самостоятельно набрать себе травы. А вот если Вы берете, чтобы потом этими травками как-то лечиться, думая, что они какие-то особенные и чем-то «заряжены» — то нет, это все неправильные и ошибочные представления.
С Богом!