В эфире «Инстаграма» (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) журнала «Фома» на вопрос читателя о гордости ответил постоянный автор журнала Александр Ткаченко.
Проблема кроется не в самих предметах, которыми мы гордимся, а в том, что стоит за этим чувством, которое мы называем гордостью. Есть универсальный способ проверки гордости на «доброкачественность»: надо смотреть и анализировать, есть ли в ней уничижение других.
Та самая «греховная» гордость — это, как писал авва Пимен Великий, «медная стена между человеком и Богом». Но она отделяет нас не только от Господа, но и от остальных людей. Когда мы чувствуем, что, гордясь чем-то, возвышаем себя или предмет гордости над другими, принижая их — это серьезный повод задуматься.
Если, например, чувство гордости за свою страну сопрягается с презрением к остальным странам, то да, это та гордость, которая порицается как страсть. Но ведь гордость за державу может заключать в себе и обычную человеческую радость от сопричастности определенной нации, государству. При этом ни о каком принижении других народов и речи не идет! Вот в таком чувстве нет ничего плохого.
То же самое касается и гордости за ребенка. Если мама смотрит на свое дитя как на короля или королеву, а всех остальных презирает, в этом случае ее гордость греховна. Но если она, как и всякая любящая мать, радуется успехам и талантам своего малыша, не испытывая негативных эмоций к его сверстникам, что же в этом неправильного?
К сожалению, в русском языке нет двух разных слов, которые бы помогли развести эти противоположные чувства. Именно поэтому важно научиться распознавать, что стоит за испытываемой гордостью, какого она «сорта».
Подготовила Анастасия Спирина