ЭХО ПРОШЛОЙ ЖИЗНИВ рамках проекта и программы «Видеопаспорт ребенка» создается цикл видеолекций, которые призваны помочь приемным родителям и тем, кто только задумался над вопросом усыновления. Мы приводим фрагмент беседы одного из занятий «Видеошколы приемных родителей». Увидеть передачу полностью можно на сайте www.videopasport.ru

Ольга Поварова, логопед, коррекционный психолог, директор центра диагностики и консультирования «Диалог», г. Москва:

— Если ребенок попал в детское учреждение, (даже если ему было всего два года) — у него уже есть своя история. В памяти ребенка может не сохраниться вся ситуация, связанная с кровной семьей, но его организм время от времени будет «вспоминать» о ней и реагировать. Это могут быть и внезапные приливы краски к лицу, и бледность, неожиданные слезы. Ребенок играл, вдруг мимолетные эпизоды прошлого всплыли в памяти, растревожили, — он замкнулся, бросил игру, ушел в уголок…

Если с прошлым связана какая-то травма — физического, психологического характера, — она так или иначе будет проявляться в поведении ребенка. Чтобы травма нанесла как можно меньше вреда, он хочет сообщить о ней. Если ребенок еще не говорит, он может проигрывать ситуацию. Например, во время игры демонстрировать, как одна игрушка бьет другую. В этот момент родителям нужно подключаться к игре и помогать ребенку «высказаться» и затем правильно выстроить ситуацию разрешения конфликта. Например, изменить сюжет игры, введя нового персонажа, который приходит на помощь.

Ася Печенина, педагог–дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо, г. Москва:

— Важно помнить: то, что происходило в «предыдущей жизни», ребенок может и не рассказать, а, например, показать... в рисунках, так проявляя свои внутренние тревоги. Рисунок — отражение внутреннего мира ребенка. Родителям стоит обратить внимание: если колорит в основном черный, темно-синий, темно-коричневый, ярко-красный — значит у ребенка есть некоторая внутренняя тревожность и даже агрессивность.

Рисунки маленьких детей (трех–четырех лет), как правило, говорят сами за себя. Если в них постоянно присутствуют угловатые линии, если ребенок рисует человечка, снабжая его большим количеством зубов, волос, иголок — родителю следует обратить внимание на внутреннее состояние ребенка. Можно спросить самого малыша: «Что ты нарисовал?»

Рассказывает Марина, в семье которой воспитываются две приемные дочери: «Первые рисунки старшей дочери Кати были в черных тонах. За два года в семье ее рисунки очень изменились. Сейчас они ярких, сочных, праздничных цветов, с жизнеутверждающими сюжетами и обязательным изображением солнца. Очевидно, ее отношение к своему месту в семье постепенно изменилось. Сначала на рисунках изображались мама с папой и она сама — поодаль. Сестренка вообще не присутствовала. Хотя Катя общалась с Алиной хорошо, но не воспринимала ее как члена семьи. Лишь полгода назад Алина стала появляться на Катиных картинах. Менялся и масштаб. Сначала самой крупной фигурой на рисунках была мама. И лишь недавно она показала нам свое произведение, где все выстроены по рангу: самый большой и главный — папа, за ним мама, Катя и самая младшая — сестренка Алина».

Ольга Поварова: Приемным родителям очень важно знать историю ребенка и ситуацию, откуда и как он попал в детский дом. Угадать, какие воспоминания у ребенка остались, невозможно. В первые месяцы пребывания в новой семье ребенок, часто даже без повода, может рассказывать о том, как он жил в семье, из которой попал в детское учреждение. В том числе он может рассказать о сценах насилия, если они имели место, о своих обидах… Здесь очень важно родителям все выслушать спокойно и внимательно: ребенку необходимо выговориться.

Ася Печенина: Действительно, как приемные родители отнесутся к ситуации, в которой находился ребенок, к его кровным маме и папе, так и ребенок будет относиться к приемным отцу и матери, и в целом к своей новой семье.

0
0
Сохранить
Поделиться: