Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Сейчас много информации о человеке с точки зрения разных религиозных культов, мистических учений. Наверное, в виду того, что многим из нас не хватает внутренней гармонии, энергии на упорядочение собственной жизни. Так например, популярен сейчас подход к человеку, как к набору энергетических центров — чакр. Индийское учение. Мне интересно, как христианство видит человека? Есть в нашем религиозном учении что-то о внутренней энергии, на подобие праны или ци?
Да, я понимаю, что мы созданы по образу и подобию Божьему и молитвой, и исполнением заветов, да и вообще образом жизни, мышлением своим надо к этому стремиться — быть в синергии с Господом Богом нашим и тогда гармония обретется сама собой. Но все-таки интересно мнение Церкви на счет восточных учений: надо ли (а точнее допустимо ли) православному человеку пытаться гармонизировать себя путём техник дыхания, например? Ведь описание дисбаланса на уровне чакр обычно указывает на дисбаланс на уровне физического здоровья. Да и китайские оздоровительные гимнастики тоже во многом связаны с управлением энергией ци.
Я абсолютно согласна со мнением Церкви по поводу практики медитирования. Ум должен быть чистым, а экстатические состояния уводят практикующего медитацию от реальности, погружает, как мне кажется, не в поток движения собственных энергий (есть ли они в нас?), а нечто фантазийное запредельное реальности собственного Я и его мирского земного окружения.
Если вместо всех чакр с точки зрения христианства в нас главным энергетическим центром является душа, или дух (??? — Поправьте меня, если в своих размышлениях я ушла совсем не туда), то как при помощи нее воздействовать на здоровье всех органов?
Спасибо! С нетерпением жду ответа
Марина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Марина, говорят, что если человек будет стараться контролировать свой сердечный ритм, то он рискует получить сердечный приступ. Я не пробовал, но знаю точно, что чтение медицинских справочников человеком, далеким от медицины, позволяет найти у себя симптомы практически любой болезни, достаточно быть просто излишне впечатлительным.
Именно на таких ненаучных, но очень увлекательных для любопытствующего человека фантазиях действуют многие религиозные и психологические практики. Сколько людей доверяют себя шарлатанам, именующих себя гомеопатами, мануальными терапевтами и прочими целителями?! Но не меньше доверяют и тем, кто пытаются на основе восточных учений помочь человеку обрести гармонию. И если первые используют религиозные взгляды людей лишь как способ придать вес своим практикам, то вторые активно эксплуатируют религиозное невежество.
Разумным было бы воздерживаться от сомнительных и совершенно не научных практик «оздоровления». Для здоровья тела существуют доказанные медицинские методы профилактики и лечения, а для здоровья души нам дана истинная вера — Православие, глубина которой позволяет каждому найти спасительный духовный путь в Церкви Христовой.
Храни Вас Господь!