Есть в православии учение о внутренней энергии? Могу ли я через душу влиять на здоровье?
Есть в православии учение о внутренней энергии? Могу ли я через душу влиять на здоровье?

Есть в православии учение о внутренней энергии? Могу ли я через душу влиять на здоровье?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Сейчас много информации о человеке с точки зрения разных религиозных культов, мистических учений. Наверное, в виду того, что многим из нас не хватает внутренней гармонии, энергии на упорядочение собственной жизни. Так например, популярен сейчас подход к человеку, как к набору энергетических центров — чакр. Индийское учение. Мне интересно, как христианство видит человека? Есть в нашем религиозном учении что-то о внутренней энергии, на подобие праны или ци?

Да, я понимаю, что мы созданы по образу и подобию Божьему и молитвой, и исполнением заветов, да и вообще образом жизни, мышлением своим надо к этому стремиться — быть в синергии с Господом Богом нашим и тогда гармония обретется сама собой. Но все-таки интересно мнение Церкви на счет восточных учений: надо ли (а точнее допустимо ли) православному человеку пытаться гармонизировать себя путём техник дыхания, например? Ведь описание дисбаланса на уровне чакр обычно указывает на дисбаланс на уровне физического здоровья. Да и китайские оздоровительные гимнастики тоже во многом связаны с управлением энергией ци.

Я абсолютно согласна со мнением Церкви по поводу практики медитирования. Ум должен быть чистым, а экстатические состояния уводят практикующего медитацию от реальности, погружает, как мне кажется, не в поток движения собственных энергий (есть ли они в нас?), а нечто фантазийное запредельное реальности собственного Я и его мирского земного окружения.

Если вместо всех чакр с точки зрения христианства в нас главным энергетическим центром является душа, или дух (??? — Поправьте меня, если в своих размышлениях я ушла совсем не туда), то как при помощи нее воздействовать на здоровье всех органов?

Спасибо! С нетерпением жду ответа

Марина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Марина, говорят, что если человек будет стараться контролировать свой сердечный ритм, то он рискует получить сердечный приступ. Я не пробовал, но знаю точно, что чтение медицинских справочников человеком, далеким от медицины, позволяет найти у себя симптомы практически любой болезни, достаточно быть просто излишне впечатлительным.

Именно на таких ненаучных, но очень увлекательных для любопытствующего человека фантазиях действуют многие религиозные и психологические практики. Сколько людей доверяют себя шарлатанам, именующих себя гомеопатами, мануальными терапевтами и прочими целителями?! Но не меньше доверяют и тем, кто пытаются на основе восточных учений помочь человеку обрести гармонию. И если первые используют религиозные взгляды людей лишь как способ придать вес своим практикам, то вторые активно эксплуатируют религиозное невежество.

Разумным было бы воздерживаться от сомнительных и совершенно не научных практик «оздоровления». Для здоровья тела существуют доказанные медицинские методы профилактики и лечения, а для здоровья души нам дана истинная вера — Православие, глубина которой позволяет каждому найти спасительный духовный путь в Церкви Христовой.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (18 голосов, средняя: 4,94 из 5)
    Загрузка...
    2 марта 2021
    Поделиться:

    • Олег Киръ
      Олег Киръ2 месяца назадОтветить

      На днях о.Иоанн Курмояров в своем блоге обрушился с жесткой критикой на имяславцев. Говорил он вполне логично, но забыл простую истину: любая логически безупречная теория есть тавталогия. Современная наука да и обыватель идут от факта. А факты свидетельствуют, что любое слово несет в себе энергию, т.к. исходная база сущего - энерго-семантический топос, где слово и энергия связаны неразрывно-неслиянно. Имяславцы ошиблись лишь в одном - энергиями наделены не только Божии имена, но и все имена мира. Это эмпирический факт. Отличие научного подхода от религиозного только в том, в религии энерго-семантическое поле персонифицировано. Это и есть Бог. В науке же эта констелляция имперсональна - "топос". Я - за первое, потому что семантика вне персонального разума - абсурд. Бог и есть этот Разум.

    • Игорь
      Игорь3 месяца назадОтветить

      Добрый день.

      Ориентировочно ответа уважаемого протоирея Андрея.
      Православие тоже не является признанной наукой, поэтому приравнивать Её к ней некорректно.
      Есть безусловно доказательства ученых о существовании Души, о влиянии нарушений заповедий на жизнь человека (психоаналитика), но это не делает Православие единственной верой.

      Я православный, но не фанатик. Предпочитаю верить в Бога реалистично.
      Со мной случались и чудеса в Дивеево, и святые помогали, и со старцами положительно общался.

      Исследуя себя и свою жизнь, а так же родовые последствия и более глубокие слои, и частично другие религии, я выявил:
      1. Православие является наиболее близким к реальности религией.
      2. Указанные заповеди действительно отражают реальность, но они в основном запрещают. Т.е. не дают четкого канала/направления куда двигаться, не раскрывают "а что можно-нужно".
      Например "Не убий". Было бы хорошо раскрыть это, как "Не убий. Уважай жизнь каждого".
      3. Православие несет в себе в основном "Нет жизни на Земле", "Да жизни вне Земли" (в Раю, в который мы не как не придем за более чем 5000 лет).
      4. Буддизм более мягок к человеку, и говорит ему "Люби здесь и сейчас".
      5. Индийские практики (не религия) дают возможность прочувствовать наше "По образу и подобию". Да, действительно они очень опасны, потому как через выход из себя, в тебя и к тебе может прилипнуть много уродливого и убиственного.
      Но при этом наука уже признала наличие биотоков (еще при СССР), и то, что через них можно анализировать и лечить тело человека. Биотоки, это и есть части энергия Ци и чакры в материальном мире.

      Так же замечу, что Православие в некоторых моментах пересекается с положительными моментами других основных религий (не вышедших из Ветхого Завета).

      Поэтому рекомендую в формате познания себя и исцеления Души:
      1. Стремится соблюдать Заповеди.
      2. Вместо попытки выйти на уровень Бога (энергетические практики, и корректировка себя через них), лучше обратиться к грамотному психоаналитику.
      Познайте свою жизнь, как к ней отноститься, как относится к себе, проведите переоценку своего жизненного пути, и многое вам отроется.
      В моем случае после 1.5 летней глобальной проработки себя со стороны психологии, Бог мне открыл путь встречи с православными душевными и богатыми Божественными дарами старцами. Бог готовил меня к этим встречам 3 года.
      3. Стремитесь найти доброго и мудрого батюшку/монаха, который умеет любить и наставлять людей не "розгами", а Любовью своей совместно с Божией Любовью.
      Поверьте, такие люди вдыхают в вас Жизнь, открывают двери в прекрасное своими молитвами и рекомендациями, подсказывают то, что вы или люди в вас не могли признать.

      Будьте с Богом и людьми, учитесь Любить себя, а через этом людей и Бога.
      И мир будет к вам радушен.

    • Александр
      Александр4 месяца назадОтветить

      Проблема восприятия восточных учений в том, что то, что европейцу кажется магией, энергией и прочим - это просто недостаточное понимание работы мозга и психологии с естественно-научных позиций. Собственно, что есть человек: тело и плюс "что-то", некий X. Этот X можно называть по-разному, но проблема не только в том, что человек - это сумма этих двух вещей, каждая из которых по-своему загадочна и неисчерпаема, проблема в том, что мы не можем понять часто, где граница. Мы очень и очень мало знаем про человека. А когда человек не может понять что-то, он часто склонен мистифицировать это, а культура предлагает красивый язык для описания этих мистификаций: энергия, биополе, психополе и т. п. Это влекущие образы, но для христианина за этими загадочными и таинственными терминами скрывается лишь непонимание того, как работают законы мира, который был создан Богом. Человек как бы говорит: я пока не могу постигнуть той глубины мира, которую Господь заложил в него при сотворении мира, поэтому буду называть использовать загадочные и приятные уху слова.

      Вы спрашиваете: допустимо ли православному человеку пытаться гармонизировать себя путём техник дыхания? Сразу возникает вопрос: а причём тут вообще православие и вообще христианство? Вроде, дышать в христианстве не запрещено 🙂 И нигде в Библии нет указаний, что, вот, это дыхание - христианское, а это - нет.

      А дальше у вас идёт упоминание чакр и хочется спросить: а к ним-то вы как перешли? Дыхание - это физиология по большей части. Как оно работает - мы до конца не знаем. Мы вообще не знаем до конца ничего о человеческом теле, даже, думаю, про мизинец на ноге, не говоря уж о дыхательной системе или мозге. Зачем под дыхательную гимнастику подводить какую-то философию? Если это просто гимнастика, то делайте её, если она вам помогает, и не думайте, что за ней есть какая-то философия (даже если индийский философы делают эту гимнастику, это не значит, что это часть их философии). Потом, учтите, что европейцам восточную духовность часто просто продают, стремясь сделать на этом бизнес, поэтому всякие книжечки, которые предлагают познать восточную философию за пару часов или объяснение в популярных журналах, что есть медитация и проч. - это заведомая чушь. Я не говорю, что индийский философии не существует, я говорю, что это вековой опыт множества людей, который нельзя сжать в 5 или даже 100 страниц для 2-3 часового чтения.

      Так что, мне кажется, надо делать гимнастику, если она помогает, и не забивать себе голову восточными учениями. Лучше перечитать что-нибудь из Библии.

    • Денис
      Денис5 месяцев назадОтветить

      Ирина, да и в целом, так называемая, "теология процветания" - это протестантская ересь. Сам Христос глаголил: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Да и разве нет в православии блаженных юродивых, разве нет среди святых слепой Матроны Московской?

    • Денис
      Денис5 месяцев назадОтветить

      Ирина, вы пишете: "Здоровье Бог возвращает, если человек осознал свои грехи, ошибки, нарушение законов Бога и кается в них, полностью прекращает их, исправляет соделанное зло". Однако я остался инвалидом второй группы и после дюжины лет в Церкви, как и огромное множество иных православных инвалидов. Более того, даже святой апостол Павел имел "жало" в плоти.

    • Ирина
      Ирина5 месяцев назадОтветить

      Здоровье надо получить не магическим путем, опасными и запретными манипуляциями с энергиями, мыслями и душой. Здоровье Бог возвращает, если человек осознал свои грехи, ошибки, нарушение законов Бога и кается в них, полностью прекращает их, исправляет соделанное зло. Это является истинный духовный закон христианской религии. Здесь Бог главный и соблюдение Его законов, а мы ничтожные, немощные, крошечные по сравнению с необъятной вселенной. А восточные религии больше похожи на магию, человек сам себе бог, может через эти неведомые, запретные силы манипулировать свое состояние, здоровье. А это демонизм, гордость, опасно!

    • Дмитрий
      Дмитрий5 месяцев назадОтветить

      "Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно" (Лк. 11:34)

    • Денис
      Денис5 месяцев назадОтветить

      В православии есть умное делание, как альтернатива восточной медитации. Определённое сходство методик между православным умным деланием и восточными медитациями есть (все мы люди), но православные исихасты через умное делание соединяются с Господом. Тогда как восточные медитации в лучшем случае ведут к гармонии с миром, а то и вовсе соединяют души с языческими божествами вплоть до божеств тьмы, сиречь князей тьмы в православной терминологии.