Епископ СЕРАФИМ (Сигрист), США:

Тьма внутри человека

 

Будущее зависит от личного выбора, и все это можно сказать и о России, и о какой-либо другой стране. Вероятно, как для каждого человека, так и для его национальной культуры всегда существует возможность пойти по темному пути, и главный, самый опасный и, в общем-то, единственный настоящий враг для любого человека или нации – именно этот путь, ведущий ко злу.

Почему так происходит, почему иные судьбы народов могут быть чище и светлее, а иные приводят во тьму – это непостижимая тайна, но одно несомненно – выбор нации в целом зависит от внутреннего выбора каждого из представителей этой нации, и неправильный путь человека приводит к тому, что и вся нация рано или поздно идет по ложному пути.

А избрание правильной дороги означает на духовном уровне жажду молитвы, общения с Богом, жажду жизни, в которой реальность Царства Божия становится видимой через дела человека. Именно так, я думаю – через христиан и христианство – культура сама по себе может быть излечена, освящена и освобождена от всякой враждебной человеку тьмы…

 

Протоиерей Владимир СОРОКИН, настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный Центрального округа, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, Санкт-Петербург: 

Главные враги России - зависть и лень

Я считаю, что главные враги России – зависть и лень. XX век показал, что может произойти в стране на почве разжигания зависти. Что такое, по сути, классовая борьба? Разжигание зависти, а затем ненависти, что и становится толчком к революции.

Классовая борьба поделила людей на отдельные группы, и сейчас в обществе ощущается сильное напряжение между ними.

В настоящее время происходит разжигание зависти у людей разных слоев. Богатые стараются друг друга перещеголять и даже идут из-за этого на обман и подлог. Бедные завидуют, причем иногда не роскоши, а обычному благополучию человека – когда есть дом, работа, машина…

Адская смесь зависти и лени порождает ненависть и разобщение. Я езжу в общественном транспорте и вижу, что достаточно маленькой ошибки, неосторожного движения или слова, чтобы из искры возгорелось пламя. Общество наэлектризовано, мы нетерпимы друг к другу. Людей легко стравить. При советской власти была одна Русская Православная Церковь, сейчас зарегистрировано тринадцать(!) Русских Православных Церквей! Надо стремиться к выполнению десятой заповеди. Она гласит: "Не завидуй".

Священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ, настоятель общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге, Китай:

Россия должна служить Церкви

Какие враги: политические? духовные? внешние или внутренние? Конечно, этот вопрос, прежде всего, к политикам. Как священник, не стану судить о той области, которая вне моей компетенции находится – о политике говорить лучше профессионалам.

Скажу лишь об одной вещи, которая тревожит в последнее время в заявлениях политиков: приходится часто слышать, что "Церковь полезна России, и потому политики должны ее поддержать для создания гармоничного и процветающего общества. Церковь должна служить России". Кажется, что все тут правильно и разумно – но это так лишь на первый взгляд. Я считаю, что Церковь никому ничего не должна. А вот Россия должна служить Церкви, и именно в этом она обретет смысл своего бытия. А если не будет Россия служить Церкви – не исполнит своего высшего предназначения. И все те силы, и все те люди, которые противятся идее служения России Церкви – враги России в высшем смысле, хотя и могут считать себя патриотами.

 

Священник Игорь ВЫЖАНОВ, секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Москва:

Наш враг - скептицизм в отношении самих себя

Враги у России, безусловно, есть – в том числе и внешние враги, но мне кажется – намного опаснее враги, которые внутри нас. Стоит хотя бы вспомнить, что и Российская империя, и Советский Союз (как бы мы ни оценивали их) потерпели катастрофу по внутренним причинам в гораздо большей степени, чем из-за какого-то внешнего воздействия.

Поэтому, мне кажется, надо искать внутреннего врага. Один из таких врагов – скептицизм в отношении самих себя. Трудно судить, как это было, допустим, до революции, но сейчас наши люди испытывают какой-то комплекс неполноценности именно по отношению к собственной стране, к своему народу. Этот скептицизм, мне кажется, является сильным деструктивным фактором. Конечно, жизнь непростая, но даже тут не все так однозначно: если поездить по другим странам, станет ясно, что все познается в сравнении: в странах восточной Европы, к примеру, жизнь еще тяжелее. А сейчас я вижу, что у людей нет веры в собственные силы, и это при каком-то детском доверии к тому, что говорится из-за рубежа!

Мне кажется, что материальная жизнь в России рано или поздно наладится, но материальное благополучие не панацея! Могу судить по своим знакомым: даже когда люди достигают определенного уровня жизни, на уровне духовном они нередко остаются неразумными детьми. Начинают верить разной чепухе: женщины читают глянцевые журналы, мужчины смотрят новости по телевидению и верят каждому слову... История циклична: мы вновь переживаем то, что уже когда-то проходили, и теперь главное – не наступать на старые грабли. А изменить что-то можно только усилиями, работой души каждого отдельного человека.

Священник Александр ПЕЛИН, ректор Саранского духовного училища: 

Неправильно понятая страсть

Мне кажется, когда из уст священника исходит критика тех или иных народов, государств – это, как правило, звучит нарочито проповеднически. Надо стараться избегать такой интонации. Прежде всего нужно понять, что у России враги не "кто", а "что": только осознав, что внутри нее самой вражьего, мы сможем исправить это.

Есть страсти, живущие в сердцах людей либо не пришедших к Богу, либо отошедших от Него. К примеру, есть состоятельные люди, которые не понимают, что достояние, которое они имеют – не только их, но и Божье, верят ли они в Бога или нет. Сегодня пожалели полушку на то, чтобы купить книги в воскресную школу, а завтра к ним пришла налоговая полиция и изъяла во сто крат больше. Существует закон духовной жизни – закон сообщающихся сосудов. Поэтому, я считаю, в России сейчас самый главный враг – это беспробудная жадность тех людей, которые не понимают, что главное, а что второстепенное.

Думаю, вообще любая безумно, неправильно понятая страсть губит нашу страну. Самый главный враг России – это внутренняя неустроенность – не только бедных, но и богатых. Потому что и среди бедных бывают очень разные люди… Часто сталкиваюсь с такой ситуацией: приходит человек и просит еды, мы говорим – да, пожалуйста, только помогите нам: возьмите веник и подметите пять метров около храма! Отвечают: конечно, сейчас только покушаем. Поедят и уходят… Многие считают, что Церковь обязана помогать. Это разрушительная психология – психология разделения на своих и чужих, на добрых и злых, на богатых и бедных. То, что не найдено объединяющее начало, – беда России. Если мы будем внутри себя сильны, если дом не разделится сам в себе, как говорит Евангелие, то никакой внешний враг не сможет нас победить. Если мы будем вместе, чего нам бояться? С нами Бог!

 

Священник Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала "Наследник", Москва: 

Наш враг - отсутствие единства

На мой взгляд, одним из главных врагов России является отсутствие целостного исторического сознания, – и, как следствие, нормальной национальной идеи. Существует разобщенность народа по многим признакам, даже внутри Православия и патриотов.

Думаю, это связано с тем, что каждый очень по-разному оценивает исторический путь нашей Родины. Есть тенденция идеализировать один из периодов, будь то Святая Русь, Москва – Третий Рим, Петербургский период или советский. При этом все остальное отрицается, часто в резкой форме.

Конечно, разные мнения – это нормально, но пока мы будем считать врагами тех, кто думает не так, как мы, если будем ненавидеть Сталина, Ельцина, царя Иоанна Грозного или кого-то другого – мы не сможем сделать в России ничего единого и разумного. А тогда мы легко становимся добычей уже конкретных врагов, заинтересованных в слабости России. Большинство из них просто паразиты, которые пытаются так или иначе заработать на нашей стране. Есть и более опасные враги: здесь можно вспомнить ответ Александра III на вопрос, есть ли у России друзья: "Нет у нее друзей, кроме армии и флота".

 

К сожалению, прихода к Богу отдельных людей оказывается мало для преодоления разобщенности. Как показывает опыт последних лет, она не только не исчезает, более того, появляется в среде самих верующих. Одни патриоты, другие либералы и так далее. Либералы считают, что Православие не должно быть связано с исторической Россией, что верующего человека должно заботить дело спасения его души, а не состояние нашего народа в целом. Мне глубоко чужда такая позиция. Так же я не могу слышать, когда о России говорят "эта страна", для меня это то же самое, что плюнуть в лицо своей матери. 

Я уверен: чтобы врагов у России стало меньше, нам надо стать сильными – а это можно сделать только единством и духовностью на уровне всего народа.

 

Протоиерей Антоний ИЛЬИН, настоятель Свято-Никольского Собора в Брюсселе, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, вице-президент Европейского Русского Альянса: 

У России должны быть национальные интересы

На этот вопрос очень хочется ответить рационально. Да, у России не должно быть врагов и друзей, а должны быть, прежде всего, национальные интересы. Слава Богу, мы видим, что во внешней политике наша страна, наконец, начинает действовать так, как США поступали всегда.

Враг – ситуативная категория, это тот, кто мешает продвижению этих самых национальных интересов, а иных у здорового государства и быть не может. Друзья и враги завтра поменяются местами, а интересы останутся. Что до союзников, лучший ответ дан более столетия назад, у России этих союзников двое – армия и флот.

Но достаточно ли такого ответа? И да, и нет. "Нет" вовсе не потому, что в нашей жизни вопрос "кто виноват?" занял такое прочное место. Просто феномен русофобии, а то, что русофобия – это объективная реальность, сомневаться не приходится, иначе не объясним.

Пьянство и лень; бюрократия и казнокрадство; дураки и дороги, – ни вместе, ни по отдельности эти пороки не объясняют неприятие России и русского. Потому, что пороки, как и добродетели, это действительно единственные "общечеловеческие" ценности, только где простора меньше, там и все остальное мельче.

О Европе когда-то сказал классик, что была она по отношению к России всегда столь невежественна, сколь и неблагодарна. Но почему сегодня, в эпоху интернета, остается то самое невежество?

Мы зачастую стесняемся говорить о “всечеловечности” русской души и о “Третьем Риме”, о “народе-богоносце” и о “граде Китеже”, что тонкой евразийской реальностью просвечивает через гладь Светлояра, – но здесь кроется, возможно, разгадка. Если враг мой, или тот, кого представили моим врагом, так ненавидит все это, не должен ли я сам отнестись к этому серьезнее?

Или просто одна конспирологическая модель инспирирует другую, а видение “великой шахматной доски” – это просто очередная копия несуществующего оригинала, как и положено в эпоху постмодерна? Что-то подсказывает, что постмодернизмом тут не отделаться.

"Чую, русским духом пахнет", – брезгливо говорил Змей Горыныч в финале любой правильной сказки с его участием. Стоит ли добавлять, что после этого у него обычно начинались крупные неприятности.

 

Фото Евгения Глобенко, Ирины Чудновой, Зои Печеркиной, из архива журнала

На заставке фрагмент фото Flickr.com/U.S. Pacific Fleet

0
0
Сохранить
Поделиться: