Просто купить икону недостаточно. Нужно перед ней еще и молиться. И хорошо бы — каждый день. А еще — читать книги и учить уроки. И очень стараться. Как, например, отрок Варфоломей — будущий великий святой и ученый монах преподобный Сергий Радонежский.
Что же касается самой иконы, открою вам секрет: нет никакой разницы, перед какой иконой Божией Матери вы будете молиться — Казанской, Владимирской или «Прибавление ума»; большой древней и чудотворной или маленькой бумажной софринской — эффект будет один.
Так почему же существуют разные иконы? Почему одни чудотворные, а другие нет? Потому что разные иконы пишут разные люди. Потому что Бог творит чудеса тогда и так, как Он хочет.
Но прибавление-то ума тогда откуда? Про эту икону часто вспоминают в связи с началом учебного года, да и празднование ей всегда в последнее воскресенье лета, в этом году — 29 августа. Но название этой иконы никак не связано с уроками и школой.
В XVII веке на Руси произошел церковный раскол. Многие не приняли реформ Патриарха Никона. Один иконописец никак не мог понять, как же теперь правильно молиться — по-старому или по-новому, и повредился умом. Он начал молиться Богородице, чтобы она как-то помогла ему, успокоила его мятущийся разум. И тогда ему явилась сама Дева Мария. И образ, который он увидел в своем видении, он запечатлел на доске.
Это история не про то, кто был прав в церковном расколе, и не про уроки, она про помощь Богородицы человеку запутавшемуся, человеку в помраченном состоянии рассудка, с мятущейся душою. Очень современный образ.
Между прочим, его иконография восходит к статуе Богородицы в итальянском городе Лорето. Сказания о лоретской Божией Матери, гравюры и литографии с изображением ее статуи были известны на Руси еще со времен Ивана Грозного.