Вопрос читателя:
«Сесть подле Меня не Я решаю, но Отец Мой, кому УГОТОВАНО...» Значит, предопределение всё же есть? И сколько ни делайся святым, но если не уготовано, то и усё....?
Владимир
Ответ священника:
Здравствуйте, Владимир!
Приведенная Вами цитата — не самый вопиющий пример, который можно толковать как предопределение. Гораздо чаще верующие спотыкаются о другое: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим 8:29).
Казалось бы, прямое указание на предопределение. Однако святые отцы Церкви так толкуют этот фрагмент, а вместе с ним и проблему предопределения:
«Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога. Так Он наперед знал, что Павел достоин евангельского звания, и таким образом предопределил, то есть неизменно определил, и потому положил призвать его. О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего». (блаженный Феофилакт Болгарский).
«Не все, кто зван, призваны по замыслу Божию, ибо замысел этот относится к предзнанию и предназначению Бога. Бог не предназначил никого, о ком Он прежде не знал бы, что тот поверит и последует за призывом Его. Вот таких Он и называет избранными. Ибо многие не приходят, хотя они и званы, но никто не приходит, не будучи зван». (блаженный Августин)
То есть Бог по определению основывается на точном знании. Но это одностороннее знание, а значит никак не ограничивающее свободу воли и выбора человека. То, что Бог о нас знает абсолютно всё не подлежит сомнению. Но нам совершенно неизвестно то, что знает Бог. И это в корне меняет дело.
Бог не лишает нас свободы, потому что знать и планировать нашу жизнь — абсолютно разные вещи. Бог из вечности видит как наше прошлое, так и настоящее и будущее одновременно. Господь знает все бесконечные варианты развития событий, хотя человек при этом волен свободно выбрать тот свой единственный вариант поведения в этих событиях, который ему ближе.
Некоторое предведение будущего Господь очень редко дарует только некоторым святым людям, то есть тем, кто достаточно смирился, чтобы принимать волю Божию, не стремясь при этом снять с себя ответственность за собственные поступки и грехи.
Поэтому лукавство вопроса о предопределении, стремящегося переложить ответственность за жизнь человека на Бога лишено основания. Давайте не будем лукавить хотя бы самим себе и просто используем данную нам свободу для исполнения заповедей Божиих.
Ведь делаться святыми — призыв Бога к каждому из нас, если угодно, предопределение для каждого христианина, который откликнется на него.