Юрий Кублановский, поэт, Москва; в проекте «Имя Россия» представлял поэта Александра Пушкина
Россия — своеобычная цивилизация Я скорее порадуюсь, чем огорчусь, потому что он не только политик и полководец, но и русский святой. Хотя в этом выборе главное другое. У России был свой путь, который катастрофически оборвался в 1917 году. У народа было своеобычное, не похожее на другие лицо. В этом смысле Александр Невский — наиболее подходящий символ возвращения к нашим традициям, символ нового евразийства, и его выбор не выглядит случайным. Правда, немного настораживает, что Невский — скорее легенда, чем реальность. Хотя он из всех именно политических фигур проекта «Имя Россия» мне кажется наиболее обаятельным. |
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации РФ, Москва; в проекте «Имя Россия» представлял полководца Александра Суворова
Талант служения Отечеству В финал проекта «Имя Россия» вошло несколько очень сильных фигур. Некоторые из них действительно достойны занять первую строку. Хотя будь моя воля, в финале не появились бы ни Ленин, ни Сталин, поскольку разрушительное начало в них явно превосходило созидательное. Россию образно называют в народе «домом Богородицы», и символом ее не могут быть богоборцы, разрушавшие этот дом. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» говорил, что «монастырь наш — Россия», подразумевая, что в нашей стране мы должны жить по своему справедливому уставу, то есть по совести. В биографии почти всех героев, деяния которых мы обсуждаем по воскресеньям на телеканале «Россия», мы видим примеры самопожертвования, мужества, блистательного таланта, которые были поставлены на службу отечеству. Одно имя выбрать непросто. Мое сердце склоняется к трем славным именам, трем Александрам: Пушкину, Суворову, Невскому. Не только потому, что я родился в Царском Селе, неподалеку от пушкинского лицея, не только потому, что мальчишкой приходил в Александро-Невскую Лавру и всматривался в лаконичную надпись на могильной плите: «Здесь лежит Суворов». Каждый из трех был удивительным образцом патриота и христианина одновременно. У кого из нас не перехватывало дыхание, когда мы читали пушкинские строки: «Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, / От финских хладных скал до пламенной Колхиды, / От потрясенного Кремля / До стен недвижного Китая, / Стальной щетиною сверкая, / Не встанет русская земля?..». Под звуки этих стихов мальчик становится мужчиной. Но это не весь Пушкин. Есть еще: «Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, / Да брат мой от меня не примет осужденья, / И дух смирения, терпения, любви / И целомудрия мне в сердце оживи». И мальчик становится не только смелым, но великодушным и смиренным. Таким был Суворов. Бесстрашным на поле брани и смиренным молитвенником в храме. Кстати, домовая церковь в имении Суворова в селе Кончанском была освящена в честь Александра Невского. Пушкин и Суворов не были святыми, но в своем творчестве и в своих поступках они руководствовались тем, что сейчас принято называть этическим началом. И в этом случае жизнь становится служением. В этом их сила, в этом их притягательность для современного человека. Александр Невский сказал, что Бог не в силе, а в правде. Так вот, Пушкин и Суворов опирались на эту высшую Правду, по которой жил Александр Невский, за что и был причислен к лику святых. Если небесный покровитель великого поэта Александра Пушкина и великого полководца Александра Суворова — святой благоверный князь Александр Невский — народным голосованием будет избран именем России, я скажу, что это справедливое решение. |
Андрей Сахаров, директор Института российской истории РАН, Москва; в проекте «Имя Россия» представлял императора Александра II
Нравственное измерение Меня порадует этот выбор, поскольку он даст нам возможность с гордостью осознать свой исторический путь. С большим уважением относиться к своей истории и ее героям. Этот выбор подчеркивает значение нравственной стороны жизни выдающихся деятелей нашей истории и задает критерии оценки действий прошлых и настоящих лидеров страны. |
Феликс Разумовский, телеведущий, канал «Культура», Москва
Невский выбирал правду Нет сомнений, что, выбирая Александра Невского, мы выбираем настоящего национального героя, который потрудился не во имя абстрактного «светлого будущего», а ради устроения Русской земли. Этот выбор означает, что мы начинаем всерьез задумываться о самих себе — наваждение проходит, восстанавливается связь времен. И это воистину драгоценная метаморфоза нашего сознания. Долгое время нас вдохновляли герои, которые ломали Россию через колено и при этом увлекали страну на заманчивый и ложный путь. Проблема выбора пути — одна из самых сложных во все времена. Когда-то Александр Невский сделал абсолютно точный исторический выбор. Он не погнался за силой и благополучием, а выбрал правду. «Не в силе Бог, а в правде» — это его завещание и своим современникам, и своим потомкам, то есть нам с вами. Всякий раз этот универсальный принцип требует трудного выбора. В свое время Александру Невскому было непосильно вернуть Руси политическую свободу, или, как теперь говорят, суверенитет. В опустошенной монголами стране это было невозможно, и он сделал в тех обстоятельствах самое важное — сохранил русское духовное и культурное пространство, сохранил нашу православную веру. Все это можно было безвозвратно потерять в той ситуации — об этом нужно помнить! Тогда как слова: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет», — в действительности Александр Невский никогда не говорил… И вот тут мы касаемся того, что, по моему глубокому убеждению, достойно сожаления. Нынешняя известность Александра Ярославича — это не наша заслуга. Мы представляем образ князя прежде всего по фильму 1938 года. К русской истории эта картина никакого отношения не имеет. Содержание фильма выстраивалось, как известно, на идеологической кухне национал-большевизма, при непосредственном участии Сталина. И, что греха таить, работа была сделана мастерски, так сказать, на совесть. Сами же мы, взявшись за образ Александра Невского, соорудили недавно жалкую пародию на голливудский блокбастер, ремесленную поделку; по-русски это называется «ни уму, ни сердцу». Но более всего огорчает наше идеологическое бессилие и бездарность. Кого мы, собственно, выбирали? Что значит «Имя Россия»? Надеюсь, это не самый лучший человек из нашего прошлого. Иначе я не могу серьезно думать, о том, что Александр Невский лучше преподобного Сергия. О популярности в данном вопросе тоже не может быть и речи. Судя по всему, мы выбирали так называемую символическую фигуру. Мы выбирали национального деятеля, опыт которого для нас сегодня оказался самым важным и востребованным. А такие вопросы не решаются рейтингом, это не эстрадный хит-парад. Национальную идеологию нельзя выстраивать по законам попсы. Да, подвиг Александра Невского нам очень дорог, и русский человек почитает его как святого благоверного князя, а выше формы признания в России просто не существует. Но в качестве «символической фигуры» для нашего абсолютно уникального исторического момента князь Александр Ярославич едва ли подходит. Исторический вызов нашего времени принципиально иной. Возьмем всего лишь один аспект: Россия и Запад. Во времена Александра Невского диалог здесь был невозможен. В условиях же нынешнего глобального мира этот вопрос стоит в совершенно иной плоскости: в какой форме, на каких принципах вести этот диалог? К счастью, мы люди не бедные, только безалаберные. В нашем национальном историческом пантеоне есть деятель, который блестяще действовал в таком духе, который нам был бы сегодня всего нужнее и ближе. Но подобный выбор не совершается с помощью телевизионного шоу. |
Никита Михалков, режиссер, Москва; в проекте «Имя Россия» представлял реформатора Петра Столыпина, премьер-министра России в 1906–1911 годах
Неслучайный выбор Меня порадует, что для современных телезрителей героем стал благоверный князь. Меня порадует, что к Александру Невскому привлечено столь серьезное, а главное, осмысленное внимание. Огорчит же то, что, так или иначе, этот проект должен отвечать на вызовы сегодняшнего дня. Но те качества, которые были у Александра Невского, не помогли бы ему решать наши проблемы. |
Александр Любимов, первый заместитель директора телеканала «Россия», Москва
Многовековой выбор народа В представленных двенадцати фигурах-проекциях одной из самых значительных является святой благоверный князь Александр Невский. Он стал ключевым персонажем истории того периода, когда определялось — что такое Россия, что такое Русь. Нельзя однозначно сказать: волею ли судеб, по стечению ли обстоятельств или благодаря подвигу князя был сделан исторический выбор, который определил путь развития страны. Александр Невский важен тем, что его судьба проливает свет на наше происхождение. Церковь канонизировала его как святого, но для более широкого сообщества он ценен тем, что своим образом действий показал, что Россия — страна многополярная, способная соединить и Орду, и Европу. Он показал, как остаться собой, сохранить нравственную, духовную самоидентичность, отдавая в тяжелую годину врагу материальные ценности, расстаться с которыми европейскому сознанию в аналогичных условиях было бы намного тяжелее, чем нашему. Вокруг проекта ведется много споров, можно услышать нарекания, что такой подход не имеет ничего общего с исторической наукой. А мы и не историки. СМИ — это совершенно другая область, и задачи у нас совсем другие. |
Александр Коновалов, министр юстиции РФ
Реабилитация российской истории Имя святого князя Александра Невского — это национальное достояние России, ее гордость и слава. Его имя обычно ассоциируется с военными успехами Руси на западном направлении, достигнутыми за счет бесстрашия и воинского искусства самого князя и его дружины. Однако еще более масштабными и, к сожалению, недооцененными выглядят его дипломатические успехи на востоке, в Орде. Александр не только решил тактическую задачу достижения мира с татарами, пусть и на тяжелых условиях, создав тем самым предпосылки для восстановления и приумножения экономического, политического и военного потенциала Руси. Ориентировав политику на восточное направление, великий князь если и не в полной мере осознанно, то, во всяком случае, прозорливо заложил основу для формирования глобальной российской цивилизации, вобравшей в себя впоследствии десятки народов, обитавших к востоку от домонгольской Руси. Лидерство Александра Невского в проекте «Имя Россия» выглядит важным по крайней мере по трем основаниям. Во-первых, это может стать импульсом к по-прежнему, увы, актуальной теме реабилитации российской истории: не секрет, что в последние годы в духе «нового подхода» к трактовке прошлого нашего Отечества военные победы Александра оценивались как малозначительные, а сам он едва ли не объявлялся коллаборационистом. Во-вторых, образ Александра Невского заслуживает почитания не только в лике святых Русской Православной Церкви, но и в патриотическом сознании в качестве исторического персонажа. Сочетая в себе качества бесстрашного рыцаря, умелого полководца, эффективного правителя, успешного дипломата, примерного семьянина и христианина, сумевшего прожить жизнь по Евангелию и стяжать тем святость, Александр Невский вполне может быть для современных жителей России «ролевой моделью», героем, которому хочется подражать. Наконец, в-третьих, политика великого князя служит напоминанием о том, что современная Россия способна в полной мере восстановить былое величие, лишь сочетая высокую эффективность государственного управления с концептуальной идеей, объединяющей разных людей и разные народы в единую нацию. Пользуясь случаем, приглашаю журнал «Фома» и его читателей к участию в гуманитарном проекте по созданию в городе Городце Нижегородской области на базе возрождаемого Свято-Феодоровского монастыря — последнего земного пристанища князя Александра — историко-культурного центра, призванного содействовать росту интереса россиян к отечественной истории и полноценному использованию потенциала малых исторических городов России. |
На заставке Невская битва. Павел Рыженко. Часть триптиха. «Солнце земли Русской». 2008–2009