Что стало для Вас открытием номера?
Меня очень порадовал выбор темы номера (с. 12). Страдания человека, поиск их причин и смысла — об этом так много говорится в Библии, и особенно пронзительно — в книге Иова. А ведь часто люди оправдывают свое маловерие именно невозможностью принять мир, в котором допускается боль, катастрофы, смерть невинных детей...
Человек задается вопросом: где был в это время Господь? Как Он мог такое допустить? Замечательно, что журнал выступил, скажем так, в защиту Бога и в этом смысле пошел по стопам Иова и тех, кто следовал за ним — пророков и апостолов.
Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?
Я бы опять выделил материалы из темы номера: статью Александра Ткаченко (с. 24), а также заметки Александра Моисеенкова (с.24), который приводит примеры библейских катастроф и их богословского толкования.
Те вопросы, о которых пишет журнал, зачастую становятся для людей камнями преткновения на пути к Богу. Они, как один из героев шекспировского «Короля Лира», начинают думать, что Господь к нам относится, как дети к мухам, и играет нами, как хочет. Статьи авторов «Фомы» подробно, деликатно и очень доступно отвечают на такой вызов. И, конечно же, актуальны практические советы — как вести себя, что нужно делать, если случилась катастрофа, как помочь пострадавшим? Бедствия происходят чуть ли не каждый день, мы уже перестали остро реагировать на трагедию, если она произошла не у нас под боком, а ведь от нашего грамотного участия может зависеть чья-то жизнь.
Чего не хватает в этом номере?
Мне не хватило разностороннего подхода к такой теме, как Церковь и прогресс, поднятой в статье Натальи Иртениной «Cжигала ли Церковь книги?» (с. 72). Автор, пытаясь развеять мифы, сосредотачивается только на положительных примерах из истории просвещения на Руси, которые, конечно, были, и слава Богу! Да, Церковь развивала науку, которая и выросла-то, можно сказать, в монастырских стенах. Однако хотелось бы и материалов о не столь однозначных моментах, как, например, попытки остановить перевод книг Ветхого Завета на русский язык в 1820-е годы. Честный, без умалчиваний разговор по этой теме, мне кажется, стоило бы продолжать.
Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Поразительная история о мужестве и христианском подвиге— рассказ игумена Дамаскина (Орловского) о преподобномученике Макарии (Телегине) (с. 46). Читаешь про суд над ним и вспоминаешь документы о подвиге мучеников, которые дошли до нас от римских времен. Но когда мы изучаем жития мучеников III века, кажется, что эти тексты, пройдя сквозь века, стали похожими друг на друга. Они не так близки нам. А здесь почти то же самое происходит практически на наших глазах! То, как ведет себя преподобномученик Макарий, потрясает. Это документальное житие — просто подарок для нас, современных христиан. Мы видим живого человека, не былинного героя, который абсолютно бесстрашен, — нет, видно, что ему тяжело — и тем не менее перед нами история настоящего мужества.
О чем бы вам хотелось прочесть в следующих номерах?
Есть в истории Церкви интересные темы, которые почему-то маловато у нас обсуждаются. Вот вопрос о роли женщин в церковной жизни: я недавно прочел о том, как в первые века христианства женщинам (их называли «диакониссами») позволялось иногда ассистировать священникам, например, при крещении женщин же, то есть в те моменты, когда требовалось деликатное участие лица того же пола. По-моему, действительно интересный исторический материал, о котором можно говорить и применительно к нашей современности