Мы любим купаться в словах. Хлестать себя березовыми вениками силлогизмов. Самозабвенно. С истинно российским размахом.
Вот и сегодня, упоенно бичуя наше недавнее "безбожное" прошлое, СМИ любят повторять фразу о "духовном возрождении". Но, как гласит восточная поговорка: "Если кричать: "Халва! Халва", то от этого во рту слаще не станет".
Конечно, сегодня восстанавливаются старые и возводятся новые храмы. Сегодня (и слава Богу!) мы можем соприкоснуться с богатейшей и разнообразнейшей духовной и философской литературой... Однако попробуйте только хотя бы поверхностно сопоставить то, что несли зрителям и читателям отечественные кино- и телеэкран и массовые издания каких-то 12-15 лет назад с тем, что они несут сегодня. Поймите меня верно, в этих беглых строках я ничего не сужу - суд на бегу вообще дело неблагодарное. Просто мне последнее время все чаще думается, что эмоциональный фон и многие ценности СМИ "безбожных" лет, как это ни парадоксально, были, возможно, ближе к иным традиционным христианским, да и мусульманским ценностям, чем те, которыми неустанно потчуют нас в эру "духовного возрождения России". И дело тут не в ностальгии о прошлом, которое, как известно, "не вернуть назад".
Возьмите только изображение зла, насилия, настойчивое внедрение в сознание народа "нормальности" гомосексуализма, ПОВСЕМЕСТНОЕ проникновение порно (я здесь не о "Плейбое", "Пентхаузе", ночных телепрограммах и эротических театрах, а о том, что с недавних лет демонстрация гениталий и голых задов стало таким признаком "хорошего тона" и умения шагать в ногу со временем, каковой еще недавно была демонстрация своей приверженности марксизму и пролетарскому интернационализму). Возьмите смакование крови, вплоть до хладнокровной демонстрации наготы и язв раненых и беззащитных от телекамер мертвых, порою полностью и вызывающе обнаженных, тел?
Что стоит за всем этим? Уж не хотят ли крестные отцы наших СМИ уподобить нас римскому плебсу, жаждавшему лишь "хлеба и зрелищ"? И не уместно ли, хоть иногда, отбросив витиевато-многоумные разговоры об "атеизме" или "сути веры", взглянуть непредвзято на изменение наклона оси каких-то глубинных основ нашей культуры, которые не умещались (и, пожалуй, продолжают не умещаться) в рамки тех или иных конкретных "измов" и даже целых конфессий?
И не может ли статься так, что и все возводимые и реставрируемые храмы, все духовные, философские и просто дышащие живой мыслью, статьи, журналы, и книги - всего лишь светлая пена на поверхности разливающегося повсюду, темного потока, чуждого по своей сути не только недавним "коммунистическим", но и собственно христианским, и прежде всего православным, ценностям?
Как-то ненароком из меня выплеснулись строки:
О Духе глаголете пылко.
И все же не спрятать концов
Сегодня духовность - подстилка
Словесного блуда дельцов.
Верны ли они? Если "да", то в чем? И как отличить сегодня Подвижников Духа от торговцев Духовностью? И к какому храму ведет дорога реформ (трансформаций) в деликатнейшей сфере человеческой души?
Юрий Яковлевич БОНДАРЕНКО,
кандидат философских наук
преподаватель Кустанайского Государственного Университета