Душа под маской Гая Фокса

С самого начала моего погружения во всемирную сеть меня крайне интересовал вопрос – что ж они тут все такие злые? Более того, отчего я сам так быстро сатанею, слетаю с катушек и начинаю бросаться на оппонентов, словно они не оппоненты в отвлечённых спорах, а мои собственные ожившие печальные перспективы? Как так получается, что обсуждения самых мирных на свете тем, вроде кулинарии или вскармливания младенцев грудью (трудно придумать занятие добрее, правда ведь?) превращаются в поля кровавейших виртуальных побоищ, до вековых обид включительно?

Традиционные объяснения – про анонимность сети и следующие из неё безответственность, провоцирующие не лучшие стороны человеческого существа, мне не казались достаточными. Точно также не убеждали меня и ссылки на низкую общую культуру, на растворённые в крови то ли ужасы ГУЛАГа, то ли последствия татаро-монгольского ига и прочие ссылки на природную ущербность русского интернет-пользователя: я своими глазами видел, что это с хорошими людьми в сети происходит нечто нехорошее, а не плохие люди каким-то образом загаживают пространство.

Откровение начало приходить, когда я читал блог музыканта Сергея Калугина. Будучи аудиофилом, музыкальным маньяком и фанатом настоящего звука, Сергей долго возмущался теми, кто соглашается на прослушивание композиций в формате mp3 – дескать, этот пережатый формат, убивающий богатство звучания и тонкость оттенков, даёт на выходе слушателю не музыку, а просто информацию о музыке. Человек не слышит басы – он слышит сообщение о том, что тут есть бас. Я немузыкален, рассуждения эти понял плохо, но саму формулировку запомнил. Сергей вообще хорошо говорит.

Через некоторое время, написав колонку о лайках и репостах как новом языке, который позволяет легко и просто создавать иллюзию взаимопонимания, я обратил внимание, что большинство принятых в сети методов выражать эмоции подвергаются той же самой инфляции: будучи условны, они несут не реальное отношение, а лишь сообщение о том, что некто относится к тому или иному явлению так-то и так-то. Здесь мне попалось на глаза замечание одного из умнейших людей на свете – Максима Кантора, который сказал в интервью, что только в интернете слишком длинный и сложный текст считается проблемой автора, а не читателя, который легко ссылается на «много буков, ниасилил», а постоянные пользователи «скоро начнут флагами махать вместо слов, чтобы обменяться информацией».

Как "лайк" из выражения одобрения превратился в элемент внимания вообще, без конкретного наполнения, так и визуальные жанры - Демотиваторы, AviseDog, atkritka и много иных потеряли свой изначальный message, став просто пустыми знаками, изготовляемыми по шаблону, сводимому к общему знаменателю "афоризм с картинкой". К любой трескучей фразе цепляется столь же любая картинка. Что нарисовано и насколько оно связано с текстом – уже неважно. Общего впечатления довольно, чтобы поставить лайк, вникать необязательно. Информация о том, что мне грустно, или весело, или что я зол, в пространство сообщена с минимальными затратами усилий – благо, мне дали и форму, и содержание.

Палка, палка, огуречик. Слово, слово, рамка, фотка - можно распространять.

Душа под маской Гая Фокса

В этом и есть проблема сетевого общения в его традиционном духе, через обмен текстовыми сообщениями. Тут невозможно выразить никакое подлинное отношение, если ты не гений печатного или непечатного слова. В сети невозможно закричать – можно перейти на БОЛЬШИЕ БУКВЫ. Невозможно улыбнуться – приходится «поставить смайлик». Более того – серьезное выражение мыслей с помощью букв есть довольно напряжённый труд, каким бы ни был талант пишущего, а сеть не предполагает труда, будучи изобретением ленивого века, технологизируя любое действие, позволяя совершить тоже самое с меньшими затратами энергии и из состояния большей безопасности. Куда как проще не искать точных слов и не тратить время на оговорки, а выбрать нечто похожее из чего-то готового. Так сойдёт.

Однако люди – не овцы и не деревянные колоды. Люди всегда стремятся быть понятыми, причём понятыми подлинно, а не формально. Люди по природе своей не любят врать, даже неосознанно. Люди не могут не чувствовать фальши, смайлик редко в состоянии заменить улыбку, а лайк – настоящий заинтересованный взгляд. Попросту говоря, сеть по природе своей для человеческого существа, любимого и лучшего творения Божьего, мала и неуютна – хотя если добровольно себя ограничить до максимально безопасных рамок, то лучше места не найти, но такое существование будет уже не вполне человеческим. В фольклоре подобная жизнь давно обыграна в облике слабого, трусливого и неуспешного по жизни сетевого тролля, который строит из себя в цифровом пространстве великого бойца, соблазнителя и знатока всех правд и подноготных. 

Буйство негативных эмоций – обратная сторона сетевой стерильности и безопасности. Дело не том, что люди сходят с ума от безнаказанности, а в том, что они не могут никак выразить ничего подлинного, и вместо своей боли, радости, интереса или тоски вынуждены сообщать информацию.

Самое дорогое в интернете – это искренность и подлинность. Именно потому люди прутся посмотреть на сетевого безумца Серёжу Noname, с его безыскусными рассказами, что он покушал, во что поиграл и как в караоке спел. Поэтому столь слезлива и сентиментальна сетевая благотворительность – выразить боль проще, чем донести надежду.Чтобы понять, каково это – попробуйте в реальной жизни весь день хранить каменное выражение лица, а лучше оденьте маску Гая Фокса, и вместо выражения эмоций давайте людям бумажки с короткими сообщениями, смайликами, лайками и так далее. Вот примерно так чувствует себя в сети человеческая душа.Напряжение копится внутри, и, соединяясь с природной русской ненавистью к искусственности и неискренности, очень быстро даёт взрывной эффект.

В этом секрет популярности главных всемирных снимателей стрессов – котиков. Как бы ни было плохо – погладь кота, и станет легче.

Потому так часто бессильны сетевые проповеди разумного-доброго-вечного – не проповедник плох, не слушающий туп, а просто средство коммуникации категорически не то, оно само по себе сопротивляется делу проповеди. Достучаться до сердца человека, когда ты смотришь ему в глаза – проще, чем когда ты пишешь ему письмо. И совсем тяжело, когда ты постишь трёхстрочное сообщение, одно из тысяч в длинной цепочке таких же, в которые никто не сумел вложить души, хотя поставил много-много плачущих смайликов. 

 Фотография: flickr, hawken king

0
0
Сохранить
Поделиться: