Узнай святого на картине! Пройди тест «Фомы» – Православный журнал «Фома»
Викторина
Узнай святого на картине! Пройди тест «Фомы»

Караваджо, Босх, Репин... Многие известные художники обращались к библейским сюжетам и жизнеописаниям святых. Попробуйте угадать святых на картинах мастеров живописи!

Начать викторину
Какого святого изобразил фламандский художник Давид Тенирс Младший?
Святого Иеронима перед латинским текстом Библии
Святого Антония в окружении демонов в разных обличиях
Святого Иоанна Крестителя в молитве
Это картина «Искушение святого Антония» (ок. 1645) Давида Тенирса Младшего. В двадцать лет Антоний (IV в.) решил отречься от земных благ и удовольствий, удалившись в пустыню. Там, в одиночестве, он посвятил жизнь Богу. В часы уединения пустыннику много раз являлся дьявол в разных обличиях, искушая его. Однако Антоний стойко выдерживал любое испытание. Именно искушение святого Антония  — основателя христианского монашества — стало очень популярной темой в живописи. У Давида Тенирса Младшего есть даже несколько картин, на которых демоны окружают святого старца. Образ Антония у художника соответствует традиции изображения этого святого в искусстве: монашеские одежды, нашитый на плече крест в форме буквы «Т» и сонм демонов в обличие монстров и зверей вокруг молящегося святого.
Это картина «Искушение святого Антония» (ок. 1645) Давида Тенирса Младшего. В двадцать лет Антоний (IV в.) решил отречься от земных благ и удовольствий, удалившись в пустыню. Там, в одиночестве, он посвятил жизнь Богу. В часы уединения пустыннику много раз являлся дьявол в разных обличиях, искушая его. Однако Антоний стойко выдерживал любое испытание. Именно искушение святого Антония  — основателя христианского монашества — стало очень популярной темой в живописи. У Давида Тенирса Младшего есть даже несколько картин, на которых демоны окружают святого старца. Образ Антония у художника соответствует традиции изображения этого святого в искусстве: монашеские одежды, нашитый на плече крест в форме буквы «Т» и сонм демонов в обличие монстров и зверей вокруг молящегося святого.
Это картина «Искушение святого Антония» (ок. 1645) Давида Тенирса Младшего. В двадцать лет Антоний (IV в.) решил отречься от земных благ и удовольствий, удалившись в пустыню. Там, в одиночестве, он посвятил жизнь Богу. В часы уединения пустыннику много раз являлся дьявол в разных обличиях, искушая его. Однако Антоний стойко выдерживал любое испытание. Именно искушение святого Антония  — основателя христианского монашества — стало очень популярной темой в живописи. У Давида Тенирса Младшего есть даже несколько картин, на которых демоны окружают святого старца. Образ Антония у художника соответствует традиции изображения этого святого в искусстве: монашеские одежды, нашитый на плече крест в форме буквы «Т» и сонм демонов в обличие монстров и зверей вокруг молящегося святого.
Какую святую изобразил здесь Караваджо?
Святую Екатерину. Меч — намёк на ее кровь, пролитую за Христа
Святую Ирину. Колесо рядом с ней — символ мира
Святую Маргариту. В ее руках меч, которым, по легенде, она убила дьявола
На картине «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1598–1599) Микеланджело Меризи да Караваджо изобразил святую в богатых одеждах своего времени. Она стоит на коленях на большой красной подушке, опираясь на сломанное колесо. Колесо — символ мученичества Екатерины Александрийской (III в.). Согласно жизнеописанию святой, она отказалась принять языческую религию. Тогда женщину подвергли пыткам с помощью колеса с острыми зубцами. Однако колесо внезапно сломалось, и Екатерина осталась жива. Также на картине Караваджо святая осторожно держит меч, кончик которого окрашен красным цветом. Как считают многие искусствоведы, это намёк на пролитую мученицей кровь: когда Екатерина отклонила предложение языческого правителя стать его женой, ей отсекли голову.
На картине «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1598–1599) Микеланджело Меризи да Караваджо изобразил святую в богатых одеждах своего времени. Она стоит на коленях на большой красной подушке, опираясь на сломанное колесо. Колесо — символ мученичества Екатерины Александрийской (III в.). Согласно жизнеописанию святой, она отказалась принять языческую религию. Тогда женщину подвергли пыткам с помощью колеса с острыми зубцами. Однако колесо внезапно сломалось, и Екатерина осталась жива. Также на картине Караваджо святая осторожно держит меч, кончик которого окрашен красным цветом. Как считают многие искусствоведы, это намёк на пролитую мученицей кровь: когда Екатерина отклонила предложение языческого правителя стать его женой, ей отсекли голову.
На картине «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1598–1599) Микеланджело Меризи да Караваджо изобразил святую в богатых одеждах своего времени. Она стоит на коленях на большой красной подушке, опираясь на сломанное колесо. Колесо — символ мученичества Екатерины Александрийской (III в.). Согласно жизнеописанию святой, она отказалась принять языческую религию. Тогда женщину подвергли пыткам с помощью колеса с острыми зубцами. Однако колесо внезапно сломалось, и Екатерина осталась жива. Также на картине Караваджо святая осторожно держит меч, кончик которого окрашен красным цветом. Как считают многие искусствоведы, это намёк на пролитую мученицей кровь: когда Екатерина отклонила предложение языческого правителя стать его женой, ей отсекли голову.
Кто изображен на картине Михаила Нестерова?
Серафим Саровский, который угостил дикого медведя медом из своих ульев
Андрей Первозванный, который во время отшельничества приручил медведя
Сергий Радонежский, который накормил голодного медведя, пришедшего к его хижине
Преподобный Сергий (XIV в.) был основателем ряда русских монастырей и образцом монашеской жизни. Художник Михаил Нестеров посвятил преподобному Сергию Радонежскому целый цикл картин, названный «Сергиевским». На полотне «Юность преподобного Сергия» (1897) преподобный изображен в лесу, похожем на сказочный. Юноша стоит на переднем плане в белом длинном подряснике, подвязанном пояском, на котором подвешены черпак и пучок трав. В ногах у Сергия устроился большой бурый медведь. Вот как рассказывает о сюжете картины писатель Борис Зайцев: «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным».
Преподобный Сергий (XIV в.) был основателем ряда русских монастырей и образцом монашеской жизни. Художник Михаил Нестеров посвятил преподобному Сергию Радонежскому целый цикл картин, названный «Сергиевским». На полотне «Юность преподобного Сергия» (1897) преподобный изображен в лесу, похожем на сказочный. Юноша стоит на переднем плане в белом длинном подряснике, подвязанном пояском, на котором подвешены черпак и пучок трав. В ногах у Сергия устроился большой бурый медведь. Вот как рассказывает о сюжете картины писатель Борис Зайцев: «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным».
Преподобный Сергий (XIV в.) был основателем ряда русских монастырей и образцом монашеской жизни. Художник Михаил Нестеров посвятил преподобному Сергию Радонежскому целый цикл картин, названный «Сергиевским». На полотне «Юность преподобного Сергия» (1897) преподобный изображен в лесу, похожем на сказочный. Юноша стоит на переднем плане в белом длинном подряснике, подвязанном пояском, на котором подвешены черпак и пучок трав. В ногах у Сергия устроился большой бурый медведь. Вот как рассказывает о сюжете картины писатель Борис Зайцев: «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным».
Какой святой изображен на картине Иеронима Босха?
Святой Христофор. По преданию, Христос явился ему в виде маленького мальчика
Апостол Андрей. Рыба на его посохе — указание на род занятий (рыбная ловля)
Святой Иосиф. Часто на иконах и картинах он несет Младенца Иисуса
Имя Христофор буквально означает «несущий Христа». На картине Босха святой Христофор (III–IV вв.) изображен в виде великана, который переправляется через реку, неся младенца Иисуса на спине. Это традиционное западноевропейское изображение Христофора связано с историей о том, как он встретил Бога, Которого мучительно искал. Однажды Христос явился к нему в виде мальчика, прося перенести Его через реку. На середине брода Мальчик сделался невыносимо тяжелым. Однако Христофору удалось добраться до противоположного берега. Там мальчик сообщил, что он и есть Иисус, а Христофор нес на спине не только Его, но и тяготы всего мира. В восточной же христианской традиции Христофор часто изображался с головой пса. Согласно одному из преданий, Христофор обладал привлекательной внешностью. И чтобы уберечь себя от соблазнов, попросил Бога обезобразить его.
Имя Христофор буквально означает «несущий Христа». На картине Босха святой Христофор (III–IV вв.) изображен в виде великана, который переправляется через реку, неся младенца Иисуса на спине. Это традиционное западноевропейское изображение Христофора связано с историей о том, как он встретил Бога, Которого мучительно искал. Однажды Христос явился к нему в виде мальчика, прося перенести Его через реку. На середине брода Мальчик сделался невыносимо тяжелым. Однако Христофору удалось добраться до противоположного берега. Там мальчик сообщил, что он и есть Иисус, а Христофор нес на спине не только Его, но и тяготы всего мира. В восточной же христианской традиции Христофор часто изображался с головой пса. Согласно одному из преданий, Христофор обладал привлекательной внешностью. И чтобы уберечь себя от соблазнов, попросил Бога обезобразить его.
Имя Христофор буквально означает «несущий Христа». На картине Босха святой Христофор (III–IV вв.) изображен в виде великана, который переправляется через реку, неся младенца Иисуса на спине. Это традиционное западноевропейское изображение Христофора связано с историей о том, как он встретил Бога, Которого мучительно искал. Однажды Христос явился к нему в виде мальчика, прося перенести Его через реку. На середине брода Мальчик сделался невыносимо тяжелым. Однако Христофору удалось добраться до противоположного берега. Там мальчик сообщил, что он и есть Иисус, а Христофор нес на спине не только Его, но и тяготы всего мира. В восточной же христианской традиции Христофор часто изображался с головой пса. Согласно одному из преданий, Христофор обладал привлекательной внешностью. И чтобы уберечь себя от соблазнов, попросил Бога обезобразить его.
Эпизод из жизни какого святого запечатлел Илья Репин?
Праведника Иова. Друзья жалеют страдальца, на долю которого выпало множество лишений
Пророка Ионы. Его только что выбросило на берег из чрева кита
Ноя. На опьяненного старца смотрят его сын Хам и двое его друзей
Благочестивый страдалец Иов жил задолго до Рождества Христова. На Иова обрушились великие бедствия: он лишился имущества, дети его погибли, а тело покрылось проказой. Однако, несмотря на все страдания, он остался верен Господу. За это Бог исцелил Иова и дал ему вдвое больше того, что тот имел ранее. У Иова родилось много детей, а прожил он еще сто сорок лет. На картине Репина «Иов и его друзья» (1869) Иов предстает нищим и обездоленным стариком, страдающим от болезней, а пришедшие навестить его близкие друзья со страхом и состраданием смотрят на изможденного друга.
Благочестивый страдалец Иов жил задолго до Рождества Христова. На Иова обрушились великие бедствия: он лишился имущества, дети его погибли, а тело покрылось проказой. Однако, несмотря на все страдания, он остался верен Господу. За это Бог исцелил Иова и дал ему вдвое больше того, что тот имел ранее. У Иова родилось много детей, а прожил он еще сто сорок лет. На картине Репина «Иов и его друзья» (1869) Иов предстает нищим и обездоленным стариком, страдающим от болезней, а пришедшие навестить его близкие друзья со страхом и состраданием смотрят на изможденного друга.
Благочестивый страдалец Иов жил задолго до Рождества Христова. На Иова обрушились великие бедствия: он лишился имущества, дети его погибли, а тело покрылось проказой. Однако, несмотря на все страдания, он остался верен Господу. За это Бог исцелил Иова и дал ему вдвое больше того, что тот имел ранее. У Иова родилось много детей, а прожил он еще сто сорок лет. На картине Репина «Иов и его друзья» (1869) Иов предстает нищим и обездоленным стариком, страдающим от болезней, а пришедшие навестить его близкие друзья со страхом и состраданием смотрят на изможденного друга.
Какой святой изображен на картине Леонардо да Винчи?
Блаженный Августин
Апостол Павел
Иоанн Креститель
Картину «Святой Иоанн Креститель» (1513) принято считать последней работой да Винчи. Художник показывает пророка Иоанна с традиционными атрибутами, которые ранее присутствовали на иконах Предтечи: в ветхой одежде и с тонким крестом из тростника. Также пророка часто изображали с воздетым указательным пальцем правой руки. Этот жест символизировал пророчество о явлении Христа. Мастер Леонардо внес в образ Иоанна ряд изменений: измождённого аскета он сделал прекрасным юношей с блестящими кудрями. Это позволило некоторым любителям поисков тайн на полотнах да Винчи засомневаться в том, что на картине изображен Предтеча Христа. Однако подавляющее число искусствоведов единодушны: на полотне художник запечатлел образ Иоанна Крестителя.
Картину «Святой Иоанн Креститель» (1513) принято считать последней работой да Винчи. Художник показывает пророка Иоанна с традиционными атрибутами, которые ранее присутствовали на иконах Предтечи: в ветхой одежде и с тонким крестом из тростника. Также пророка часто изображали с воздетым указательным пальцем правой руки. Этот жест символизировал пророчество о явлении Христа. Мастер Леонардо внес в образ Иоанна ряд изменений: измождённого аскета он сделал прекрасным юношей с блестящими кудрями. Это позволило некоторым любителям поисков тайн на полотнах да Винчи засомневаться в том, что на картине изображен Предтеча Христа. Однако подавляющее число искусствоведов единодушны: на полотне художник запечатлел образ Иоанна Крестителя.
Картину «Святой Иоанн Креститель» (1513) принято считать последней работой да Винчи. Художник показывает пророка Иоанна с традиционными атрибутами, которые ранее присутствовали на иконах Предтечи: в ветхой одежде и с тонким крестом из тростника. Также пророка часто изображали с воздетым указательным пальцем правой руки. Этот жест символизировал пророчество о явлении Христа. Мастер Леонардо внес в образ Иоанна ряд изменений: измождённого аскета он сделал прекрасным юношей с блестящими кудрями. Это позволило некоторым любителям поисков тайн на полотнах да Винчи засомневаться в том, что на картине изображен Предтеча Христа. Однако подавляющее число искусствоведов единодушны: на полотне художник запечатлел образ Иоанна Крестителя.
Кто эта женщина, изображенная на картине Хосе де Риберы?
Мария Египетская, искупающая грехи в пустыне
Анастасия Узорешительница рядом с черепами христианских узников, пострадавших за веру
Праматерь Ева, изгнанная из рая
В молодости Мария Египетская (IV–V вв.) встала на путь соблазнов и вела порочную жизнь. Однажды Марии не удалось войти в храм: словно невидимая рука остановила ее у самого входа. Тогда она поняла, что Господь не пускает ее в святое место за грехи. Осознав нечистоту своей жизни и желая искупления, она удалилась в Иорданскую пустыню, где в уединении, молитве и посте провела почти полвека.
В молодости Мария Египетская (IV–V вв.) встала на путь соблазнов и вела порочную жизнь. Однажды Марии не удалось войти в храм: словно невидимая рука остановила ее у самого входа. Тогда она поняла, что Господь не пускает ее в святое место за грехи. Осознав нечистоту своей жизни и желая искупления, она удалилась в Иорданскую пустыню, где в уединении, молитве и посте провела почти полвека.
В молодости Мария Египетская (IV–V вв.) встала на путь соблазнов и вела порочную жизнь. Однажды Марии не удалось войти в храм: словно невидимая рука остановила ее у самого входа. Тогда она поняла, что Господь не пускает ее в святое место за грехи. Осознав нечистоту своей жизни и желая искупления, она удалилась в Иорданскую пустыню, где в уединении, молитве и посте провела почти полвека.
Викторина
Не стоит расстраиваться!

Караваджо, Босх, Нестеров, Репин... В нашем тесте вы узнали о настоящих шедеврах великих мастеров, вдохновленных библейскими сюжетами и жизнеописаниями святых. Небольшое количество набранных баллов не должно вас расстраивать. Полученные знания намного ценнее высокого результата!

Очень хорошо!

Вам удалось справиться практически со всеми вопросами нашего теста. Поздравляем с хорошим результатом!

Превосходный результат!

Вас смело можно назвать знатоком искусства и жизнеописаний христианских святых. Вы без труда справились со всеми вопросами. Поздравляем!

Поделиться результатом: