Викторина
Угадай детали с картин Брейгеля и Босха: какие смыслы спрятали художники

Нередко их произведения вызывают недоумение или даже испуг. Обилие фигур, действий, красок и масштаб картин Брейгеля сводит с ума. Каждая — отдельный и на первый взгляд нелогичный мир. Однако любая деталь, оттенок, расположение, жест имеет особое значение и «работает» на смысл. Какие они, эти смыслы?

Художники обращаются к библейским сюжетам, иллюстрируют человеческие пороки и грехи, добродетели. Каждая картина — это иносказание. Пройдите нашу викторину и отгадайте, в чем оно заключается?

Мы отобрали самые известные и эпичные работы Брейгеля, Босха, Капмена и других художников из нашего курса по живописи Северного Возрождения с искусствоведом Михаилом Кукиным и приглашаем вспомнить, в чём суть этих произведений.

Начать викторину
«Вавилонская башня» Питер Брейгель Старший
На картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего изображен сюжет, известный каждому, кто читал Священное Писание. В какой грех впали ветхозаветные люди, когда захотели построить башню и достать до неба:
Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший. 1563. Музей истории искусств, Вена
жадность
гордыня
алчность
Истина стара как мир: гордыня всегда наказуема. Брейгель изображает это не буквально, но расставляет акценты по-своему и выявляет скрытый в тексте Священного Писания смысл. Башня у Брейгеля не просто грандиозное здание, это, по сути, целый мир. Приглядываясь, мы видим и сцены приготовления пищи, и сушку за окнами белья, и небольшие огороды, которые успели разбить работники у себя под окнами. Власть и люди тщеславны и при этом слепы, они не видят того, к чему ведут их решения и их усилия, говорит нам Брейгель.
Истина стара как мир: гордыня всегда наказуема. Брейгель изображает это не буквально, но расставляет акценты по-своему и выявляет скрытый в тексте Священного Писания смысл. Башня у Брейгеля не просто грандиозное здание, это, по сути, целый мир. Приглядываясь, мы видим и сцены приготовления пищи, и сушку за окнами белья, и небольшие огороды, которые успели разбить работники у себя под окнами. Власть и люди тщеславны и при этом слепы, они не видят того, к чему ведут их решения и их усилия, говорит нам Брейгель.
Истина стара как мир: гордыня всегда наказуема. Брейгель изображает это не буквально, но расставляет акценты по-своему и выявляет скрытый в тексте Священного Писания смысл. Башня у Брейгеля не просто грандиозное здание, это, по сути, целый мир. Приглядываясь, мы видим и сцены приготовления пищи, и сушку за окнами белья, и небольшие огороды, которые успели разбить работники у себя под окнами. Власть и люди тщеславны и при этом слепы, они не видят того, к чему ведут их решения и их усилия, говорит нам Брейгель.
«Несение креста на Голгофу» Питер Брейгель Старший
На картине «Несение креста на Голгофу» Питер Брейгель «прячет» крест и Самого Христа в середине, зритель не сразу замечает главного Персонажа произведения. Какие слова Христа иллюстрирует художник:
Несение Креста. Питер Брейгель Старший. 1564.Музей истории искусств, Вена
«Возьми крест свой и следуй за Мною»
«Они ушами едва слышат, они глаза свои сомкнули, чтобы и глазами своими не видеть, и ушами не слышать, и не разуметь сердцем»
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»
Брейгель — художник, постоянно напоминающий нам о нашей незрячести. Можно сказать и резче: о слепоте человека вообще. От картины к картине, он использует свой излюбленный прием: прячет от зрителя ключевой эпизод, главного героя, решающую деталь. Картины Брейгеля постоянно ставят перед нами вопрос: видишь ли ты то, на что ты смотришь?
Брейгель — художник, постоянно напоминающий нам о нашей незрячести. Можно сказать и резче: о слепоте человека вообще. От картины к картине, он использует свой излюбленный прием: прячет от зрителя ключевой эпизод, главного героя, решающую деталь. Картины Брейгеля постоянно ставят перед нами вопрос: видишь ли ты то, на что ты смотришь?
Брейгель — художник, постоянно напоминающий нам о нашей незрячести. Можно сказать и резче: о слепоте человека вообще. От картины к картине, он использует свой излюбленный прием: прячет от зрителя ключевой эпизод, главного героя, решающую деталь. Картины Брейгеля постоянно ставят перед нами вопрос: видишь ли ты то, на что ты смотришь?
«Несение креста на Голгофу» Питер Брейгель Старший
Среди огромного количества людей, на картине есть две группы людей, которые образуют крест. Богородица, апостол Иоанн и еще две женщины — это первая группа, которая уже оплакивает Христа – «скорбящие». А вторая группа людей, не участвующих в общем безумии представляет собой:
пророков
малое стадо
апостолов
Эта небольшая группа у самого правого края картины, у столба для казни колесованием: двое мужчин и женщина. Брейгель говорит: среди этой слепой толпы есть те, кто видит, то есть понимает смысл происходящего. Их очень мало («малое стадо»), они почти незаметны, но они есть.
Эта небольшая группа у самого правого края картины, у столба для казни колесованием: двое мужчин и женщина. Брейгель говорит: среди этой слепой толпы есть те, кто видит, то есть понимает смысл происходящего. Их очень мало («малое стадо»), они почти незаметны, но они есть.
Эта небольшая группа у самого правого края картины, у столба для казни колесованием: двое мужчин и женщина. Брейгель говорит: среди этой слепой толпы есть те, кто видит, то есть понимает смысл происходящего. Их очень мало («малое стадо»), они почти незаметны, но они есть.
«Притча о слепых» Питер Брейгель Старший
Внимательно посмотрите на картину «Притча о слепых», обратите внимание на задний план и скажите, что условно разделяет слепых на две группы:
Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
ничего
земля
церковь
Церковь — условная разделительная черта на картине. Если часть слепых одумается, вернется на истинный путь, то они смогут спастись и не упасть в яму за своими вождями.
Церковь — условная разделительная черта на картине. Если часть слепых одумается, вернется на истинный путь, то они смогут спастись и не упасть в яму за своими вождями.
Церковь — условная разделительная черта на картине. Если часть слепых одумается, вернется на истинный путь, то они смогут спастись и не упасть в яму за своими вождями.
«Стог сена» Иероним Босх
Триптих Иеронима Босха «Стог сена» стоит рассматривать сверху вниз — каждую часть. Обратимся к центральному изображению. Множество людей жадно и алчно растаскивают клочки сена, пытаясь ухватить больший кусок любым способом. Что представляет собой стог сена:
Воз сена. Иероним Босх. 1510—1516. Национальный музей Прадо, Мадрид
земные блага
добродетели
грехи
Стог сена — это земные блага, которые предназначены Богом для каждого человека, но герои картины этого не понимают и пытаются ухватить самый большой кусок любыми средствами, не представляя, как они жалко выглядят в этот момент.
Стог сена — это земные блага, которые предназначены Богом для каждого человека, но герои картины этого не понимают и пытаются ухватить самый большой кусок любыми средствами, не представляя, как они жалко выглядят в этот момент.
Стог сена — это земные блага, которые предназначены Богом для каждого человека, но герои картины этого не понимают и пытаются ухватить самый большой кусок любыми средствами, не представляя, как они жалко выглядят в этот момент.
«Стог сена» Иероним Босх
Группа людей на вершине стога сена иллюстрирует грех:
похоти
иллюстрируется не грех, а любовь
жадности
На вершине стога сена изображена любовная сцена, которая указывает на похоть. Ослепленные чувствами, люди в грехе не замечают, что повозка, запряженная демонами, катится в ад.
На вершине стога сена изображена любовная сцена, которая указывает на похоть. Ослепленные чувствами, люди в грехе не замечают, что повозка, запряженная демонами, катится в ад.
На вершине стога сена изображена любовная сцена, которая указывает на похоть. Ослепленные чувствами, люди в грехе не замечают, что повозка, запряженная демонами, катится в ад.
«Поклонение волхвов» Питер Брейгель
На картинах Брейгеля «Поклонение волхвов» почти все окружающие люди изображены с гротескными лицами. Художник хотел показать, что:
Поклонение волхвов. Питер Брейгель Старший. 1564. Национальная галерея, Лондон
Господь милостив и пришел ко всем нам
таким людям не место на земле
в мире не осталось добрых людей
Господь рождается в мир, который погряз во зле, и приходит абсолютно к каждому человеку, даже у самого последнего грешника есть надежда на встречу с Ним.
Господь рождается в мир, который погряз во зле, и приходит абсолютно к каждому человеку, даже у самого последнего грешника есть надежда на встречу с Ним.
Господь рождается в мир, который погряз во зле, и приходит абсолютно к каждому человеку, даже у самого последнего грешника есть надежда на встречу с Ним.
«Мадонна с Младенцем и обезьяной» Альбрехт Дюрер
На гравюре Дюрера «Мадонна с Младенцем и обезьяной» есть три предмета, которые крепко удерживаются: птица, книга и обезьяна. Птица указывает на душу человека, книга — на слова Евангелия, через которое спасается человек, а обезьяна иллюстрирует:
Мадонна с Младенцем и обезьяной. Гравюра Альбрехта Дюрера. Ок. 1498 г.
добродетель
грех
молитву
Обезьяна в Средневековье символизировала дьявола или грехи, здесь мы можем говорить о том, что для спасения человеку необходимо посадить свои плотские грехи на цепь. Актуально во все времена, не так ли?
Обезьяна в Средневековье символизировала дьявола или грехи, здесь мы можем говорить о том, что для спасения человеку необходимо посадить свои плотские грехи на цепь. Актуально во все времена, не так ли?
Обезьяна в Средневековье символизировала дьявола или грехи, здесь мы можем говорить о том, что для спасения человеку необходимо посадить свои плотские грехи на цепь. Актуально во все времена, не так ли?
«Благовещение» Робер Кампен
Почему на картине Робера Кампена «Благовещение» Дева Мария сидит рядом со скамейкой:
Благовещение. Робер Кампен. 1420-е. Королевский музей изящных искусств, Брюссель
это напоминает о ее девстве
так художник указал на великое смирение Богородицы
художник переносит нас в повседневную жизнь, чтобы мы почувствовали себя участниками сюжета
Несмотря на то, что художник и вправду помещает сцену Благовещения в сцену частного дома, чтобы зритель почувствовал что-то личное и близкое, все же объяснение здесь другое. Богородица — пример абсолютного смирения, послушания и кротости, именно поэтому художник изобразил ее сидящей рядом со скамейкой.
Несмотря на то, что художник и вправду помещает сцену Благовещения в сцену частного дома, чтобы зритель почувствовал что-то личное и близкое, все же объяснение здесь другое. Богородица — пример абсолютного смирения, послушания и кротости, именно поэтому художник изобразил ее сидящей рядом со скамейкой.
Несмотря на то, что художник и вправду помещает сцену Благовещения в сцену частного дома, чтобы зритель почувствовал что-то личное и близкое, все же объяснение здесь другое. Богородица — пример абсолютного смирения, послушания и кротости, именно поэтому художник изобразил ее сидящей рядом со скамейкой.
Викторина

Вы знаете узнаете основные евангельские сюжеты, отличаете порок от добродетели. Однако обилием деталей и шквалов подтекстов и смыслов, Брейгель лихо Вас запутал, не так ли? Но Вы мужественно дошли до конца и столкнулись с неожиданными трактовками. Правда, удивляет?

Если вам интересно находить в живописи аллюзии на евангельские сюжеты и истины, приглашаем на наш курс по творчеству Брейгеля, Босха и Дюрера. Тут всё не то, чем кажется. Приходите!

Поделиться результатом:

Вы хорошо знакомы с мировым искусством, замечаете детали и отсылки к Евангелию, разбираетесь в символах и, скорее всего не раз разглядывали картины Брейгеля, а возможно и читали трактовки его картин у искусствоведов, или во всяком случае разобраться пытались.

Вы почти без ошибок ответили на многие вопросы, несмотря на то, что задания были не из лёгких. Поздравляем!

Если творчество Брейгеля Вас не отпускает, предлагаем пройти интересный курс!

Поделиться результатом:

Вы отлично справились с нашим тестом, несмотря на то, что он был нелегким! Поздравляем, ваши познания в искусстве и литературе великолепны, а стремление осмыслить увиденное – Ваш конёк!

Брейгель – явно не оставляет Вас равнодушным. Приглашаем пройти курс искусствоведа и исследователя эпохи Северного Возрождения Михаила Кукина и погрузиться в евангельские картины Брейгеля, Босха и Дюрера с головой.

Поделиться результатом:
Пройти ещё раз