Тест: Хорошо ли вы знаете Богородичные иконы? – Православный журнал «Фома»
Викторина

Тест: Хорошо ли вы знаете Богородичные иконы?

В предании о жизни Богородицы сказано: «…Икон Матери Божией — как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная». Проверьте свои знания Богородичных образов и историю известных икон Божией Матери.

Начать викторину
Прототипом какой иконы Пресвятой Богородицы стала картина итальянского живописца Рафаэля «Святое семейство»?
Икона Божией Матери «Млекопитательница»
Кипрская икона Божией Матери
Иерусалимская икона Божией Матери
Икона Божией Матери «Три Радости»
В XVIII веке, во времена правления Петра I, один русский благочестивый живописец привез из Италии, где он обучался художественному мастерству, икону Божией Матери. Она была создана под влиянием работы известного художника Рафаэля Санти «Святое семейство». Новый образ, на котором помимо Богоматери и Младенца, изображены Иосиф Обручник и Иоанн Предтеча, стал именоваться «Три Радости» из-за одного происшествия. После усердной молитвы перед этой иконой одна несчастная женщина получила сразу три радостных известия: ее оклеветанный муж вернулся из ссылки оправданным, сын возвратился из плена, а конфискованное имение семьи было возвращено.
В XVIII веке, во времена правления Петра I, один русский благочестивый живописец привез из Италии, где он обучался художественному мастерству, икону Божией Матери. Она была создана под влиянием работы известного художника Рафаэля Санти «Святое семейство». Новый образ, на котором помимо Богоматери и Младенца, изображены Иосиф Обручник и Иоанн Предтеча, стал именоваться «Три Радости» из-за одного происшествия. После усердной молитвы перед этой иконой одна несчастная женщина получила сразу три радостных известия: ее оклеветанный муж вернулся из ссылки оправданным, сын возвратился из плена, а конфискованное имение семьи было возвращено.
В XVIII веке, во времена правления Петра I, один русский благочестивый живописец привез из Италии, где он обучался художественному мастерству, икону Божией Матери. Она была создана под влиянием работы известного художника Рафаэля Санти «Святое семейство». Новый образ, на котором помимо Богоматери и Младенца, изображены Иосиф Обручник и Иоанн Предтеча, стал именоваться «Три Радости» из-за одного происшествия. После усердной молитвы перед этой иконой одна несчастная женщина получила сразу три радостных известия: ее оклеветанный муж вернулся из ссылки оправданным, сын возвратился из плена, а конфискованное имение семьи было возвращено.
В XVIII веке, во времена правления Петра I, один русский благочестивый живописец привез из Италии, где он обучался художественному мастерству, икону Божией Матери. Она была создана под влиянием работы известного художника Рафаэля Санти «Святое семейство». Новый образ, на котором помимо Богоматери и Младенца, изображены Иосиф Обручник и Иоанн Предтеча, стал именоваться «Три Радости» из-за одного происшествия. После усердной молитвы перед этой иконой одна несчастная женщина получила сразу три радостных известия: ее оклеветанный муж вернулся из ссылки оправданным, сын возвратился из плена, а конфискованное имение семьи было возвращено.
Какой цветок чаще всего держит в руке Богоматерь на иконе «Неувядаемый Цвет»?
Ландыш
Фиалка
Ирис
Лилия
На иконе «Неувядаемый Цвет» («Благоуханный Цвет») Богородица чаще всего держит в левой руке цветок белой лилии. Лилия — символ чистоты и непорочности Божией Матери («Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты»).
На иконе «Неувядаемый Цвет» («Благоуханный Цвет») Богородица чаще всего держит в левой руке цветок белой лилии. Лилия — символ чистоты и непорочности Божией Матери («Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты»).
На иконе «Неувядаемый Цвет» («Благоуханный Цвет») Богородица чаще всего держит в левой руке цветок белой лилии. Лилия — символ чистоты и непорочности Божией Матери («Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты»).
На иконе «Неувядаемый Цвет» («Благоуханный Цвет») Богородица чаще всего держит в левой руке цветок белой лилии. Лилия — символ чистоты и непорочности Божией Матери («Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты»).
Какая история стала основой иконографического образа Богородицы «Нечаянная Радость»?
Богородица избавила одного юношу от плотской страсти
Божия Матерь исцелила больного клирика
Человек, который косил в поле траву, нашел в ней икону Богоматери
Крестьянин, одержимый недугом пьянства, обратившись к иконе Богородицы, бросил пить
В сочинении духовного писателя и проповедника Димитрия Ростовского «Руно орошенное» (XVII век) описан рассказ о видении грешнику Богоматери. Некий юноша имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери, произнося приветствие «Радуйся, Благодатная…», а после шел совершать беспутные греховные поступки. Однажды он увидел «образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». Ужаснувшись, юноша спросил у Божией Матери о причине этого, на что получил ответ: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Грешник, раскаявшись, стал просить Богоматерь и Спасителя о помиловании. Юноша был прощен и стал вести благочестивую и порядочную жизнь. Так, прощение грехов стало для юноши настоящей «нечаянной радостью».
В сочинении духовного писателя и проповедника Димитрия Ростовского «Руно орошенное» (XVII век) описан рассказ о видении грешнику Богоматери. Некий юноша имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери, произнося приветствие «Радуйся, Благодатная…», а после шел совершать беспутные греховные поступки. Однажды он увидел «образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». Ужаснувшись, юноша спросил у Божией Матери о причине этого, на что получил ответ: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Грешник, раскаявшись, стал просить Богоматерь и Спасителя о помиловании. Юноша был прощен и стал вести благочестивую и порядочную жизнь. Так, прощение грехов стало для юноши настоящей «нечаянной радостью».
В сочинении духовного писателя и проповедника Димитрия Ростовского «Руно орошенное» (XVII век) описан рассказ о видении грешнику Богоматери. Некий юноша имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери, произнося приветствие «Радуйся, Благодатная…», а после шел совершать беспутные греховные поступки. Однажды он увидел «образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». Ужаснувшись, юноша спросил у Божией Матери о причине этого, на что получил ответ: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Грешник, раскаявшись, стал просить Богоматерь и Спасителя о помиловании. Юноша был прощен и стал вести благочестивую и порядочную жизнь. Так, прощение грехов стало для юноши настоящей «нечаянной радостью».
В сочинении духовного писателя и проповедника Димитрия Ростовского «Руно орошенное» (XVII век) описан рассказ о видении грешнику Богоматери. Некий юноша имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери, произнося приветствие «Радуйся, Благодатная…», а после шел совершать беспутные греховные поступки. Однажды он увидел «образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». Ужаснувшись, юноша спросил у Божией Матери о причине этого, на что получил ответ: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Грешник, раскаявшись, стал просить Богоматерь и Спасителя о помиловании. Юноша был прощен и стал вести благочестивую и порядочную жизнь. Так, прощение грехов стало для юноши настоящей «нечаянной радостью».
Из всех многочисленных чудотворных икон Богородицы только три вырезаны на камне: Леснинская, Жировицкая и Царевококшайская. В чем особенность последней?
Божия Матерь сидит на троне в царском венце
Божия Матерь изображена в полный рост
Пречистая изображена на иконе с женами-мироносицами
В руке Богородицы — небольшая гора с церковью
Царевококшайская икона Богоматери XVII века была вырезана на аспидном камне (шунгите). Она также именуется Мироносицкой, так как на ней Божия Матерь изображена со святыми женами-мироносицами. А небольшую гору с церковью, куполами и крестами держит в руке Богоматерь на иконе «Тучная Гора». В полный рост Бородица изображена, например, на иконе «Благодатное Небо». А на «Державной» иконе Божия Матерь сидит на троне и держит в руках скипетр и державу.
Царевококшайская икона Богоматери XVII века была вырезана на аспидном камне (шунгите). Она также именуется Мироносицкой, так как на ней Божия Матерь изображена со святыми женами-мироносицами. А небольшую гору с церковью, куполами и крестами держит в руке Богоматерь на иконе «Тучная Гора». В полный рост Бородица изображена, например, на иконе «Благодатное Небо». А на «Державной» иконе Божия Матерь сидит на троне и держит в руках скипетр и державу.
Царевококшайская икона Богоматери XVII века была вырезана на аспидном камне (шунгите). Она также именуется Мироносицкой, так как на ней Божия Матерь изображена со святыми женами-мироносицами. А небольшую гору с церковью, куполами и крестами держит в руке Богоматерь на иконе «Тучная Гора». В полный рост Бородица изображена, например, на иконе «Благодатное Небо». А на «Державной» иконе Божия Матерь сидит на троне и держит в руках скипетр и державу.
Царевококшайская икона Богоматери XVII века была вырезана на аспидном камне (шунгите). Она также именуется Мироносицкой, так как на ней Божия Матерь изображена со святыми женами-мироносицами. А небольшую гору с церковью, куполами и крестами держит в руке Богоматерь на иконе «Тучная Гора». В полный рост Бородица изображена, например, на иконе «Благодатное Небо». А на «Державной» иконе Божия Матерь сидит на троне и держит в руках скипетр и державу.
Верующие считают, что молитва перед этой иконой Богородицы помогла спасению русских земель от нашествия Тамерлана (1395), хана Ахмата (1480) и Мехмет-Гирея (1521).
Владимирская
Иверская
Смоленская
Казанская
Владимирская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Предположительно она была написана в начале XII веке. Согласно церковному преданию, ее создателем был евангелист Лука. Церковь верит, что икона не раз являла чудеса спасения Русской земли от многочисленных врагов: полчищ полководца Тамерлана, ногайских ханов и полков хана Ахмата (стояние на реке Угре). В память об этих событиях Русская Православная Церковь отмечает празднование чудотворной иконы: 26 августа (8 сентября), 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля).
Владимирская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Предположительно она была написана в начале XII веке. Согласно церковному преданию, ее создателем был евангелист Лука. Церковь верит, что икона не раз являла чудеса спасения Русской земли от многочисленных врагов: полчищ полководца Тамерлана, ногайских ханов и полков хана Ахмата (стояние на реке Угре). В память об этих событиях Русская Православная Церковь отмечает празднование чудотворной иконы: 26 августа (8 сентября), 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля).
Владимирская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Предположительно она была написана в начале XII веке. Согласно церковному преданию, ее создателем был евангелист Лука. Церковь верит, что икона не раз являла чудеса спасения Русской земли от многочисленных врагов: полчищ полководца Тамерлана, ногайских ханов и полков хана Ахмата (стояние на реке Угре). В память об этих событиях Русская Православная Церковь отмечает празднование чудотворной иконы: 26 августа (8 сентября), 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля).
Владимирская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Предположительно она была написана в начале XII веке. Согласно церковному преданию, ее создателем был евангелист Лука. Церковь верит, что икона не раз являла чудеса спасения Русской земли от многочисленных врагов: полчищ полководца Тамерлана, ногайских ханов и полков хана Ахмата (стояние на реке Угре). В память об этих событиях Русская Православная Церковь отмечает празднование чудотворной иконы: 26 августа (8 сентября), 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля).
Чья рука изображена на иконе Божией Матери «Троеручица» согласно православному Преданию?
Императора-еретика Льва Исавра
Иоанна Дамаскина
Турка-икононенавистника, ударившего икону ножом
Иосифа Обручника
История иконы Божией Матери «Троеручица» связана с жизнью христианского святого Иоанна Дамаскина. Он жил во времена иконоборческой ереси: в 717 году византийский император Лев III Исавр запретил поклонение иконам, приравняв священные изображения к идолам. За ревностное почитание икон и за свои заступнические сочинения («Против порицающих святые иконы») святой был оклеветан императором перед калифом Дамаска и обвинен в государственной измене. Правитель Дамаска приказал отсечь ему кисть руки и повесить ее на городской площади.
История иконы Божией Матери «Троеручица» связана с жизнью христианского святого Иоанна Дамаскина. Он жил во времена иконоборческой ереси: в 717 году византийский император Лев III Исавр запретил поклонение иконам, приравняв священные изображения к идолам. За ревностное почитание икон и за свои заступнические сочинения («Против порицающих святые иконы») святой был оклеветан императором перед калифом Дамаска и обвинен в государственной измене. Правитель Дамаска приказал отсечь ему кисть руки и повесить ее на городской площади.
История иконы Божией Матери «Троеручица» связана с жизнью христианского святого Иоанна Дамаскина. Он жил во времена иконоборческой ереси: в 717 году византийский император Лев III Исавр запретил поклонение иконам, приравняв священные изображения к идолам. За ревностное почитание икон и за свои заступнические сочинения («Против порицающих святые иконы») святой был оклеветан императором перед калифом Дамаска и обвинен в государственной измене. Правитель Дамаска приказал отсечь ему кисть руки и повесить ее на городской площади.
История иконы Божией Матери «Троеручица» связана с жизнью христианского святого Иоанна Дамаскина. Он жил во времена иконоборческой ереси: в 717 году византийский император Лев III Исавр запретил поклонение иконам, приравняв священные изображения к идолам. За ревностное почитание икон и за свои заступнические сочинения («Против порицающих святые иконы») святой был оклеветан императором перед калифом Дамаска и обвинен в государственной измене. Правитель Дамаска приказал отсечь ему кисть руки и повесить ее на городской площади.
Эта икона Божией Матери — символ победы русской армии над Наполеоном в 1812 году:
Смоленская
«Нерушимая стена»
Казанская
«Знамение»
Явление иконы произошло в Казани во второй половине XVI века. Верующие считают, что молитва перед этой чудотворной иконой защищала русские земли и в Смутное время, и в годы Северной войны, и в войне с Наполеоном Бонапартом. Именно перед этим образом Богородицы русские солдаты и командующие армий (в том числе и генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов) молились перед многими важными битвами Отечественной войны 1812 года.
Явление иконы произошло в Казани во второй половине XVI века. Верующие считают, что молитва перед этой чудотворной иконой защищала русские земли и в Смутное время, и в годы Северной войны, и в войне с Наполеоном Бонапартом. Именно перед этим образом Богородицы русские солдаты и командующие армий (в том числе и генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов) молились перед многими важными битвами Отечественной войны 1812 года.
Явление иконы произошло в Казани во второй половине XVI века. Верующие считают, что молитва перед этой чудотворной иконой защищала русские земли и в Смутное время, и в годы Северной войны, и в войне с Наполеоном Бонапартом. Именно перед этим образом Богородицы русские солдаты и командующие армий (в том числе и генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов) молились перед многими важными битвами Отечественной войны 1812 года.
Явление иконы произошло в Казани во второй половине XVI века. Верующие считают, что молитва перед этой чудотворной иконой защищала русские земли и в Смутное время, и в годы Северной войны, и в войне с Наполеоном Бонапартом. Именно перед этим образом Богородицы русские солдаты и командующие армий (в том числе и генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов) молились перед многими важными битвами Отечественной войны 1812 года.
Какая икона Богоматери была келейной иконой Серафима Саровского?
«Всех радостей Радость»
«Умягчение злых сердец»
Тихвинская
«Семистрельная»
«Всех радостей Радость» — так называл свою келейную икону Божией Матери «Умиление» преподобный Серафим Саровский. После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы серебряную золоченую ризу, а митрополит Серафим (Чичагов) составил иконе особую службу.
«Всех радостей Радость» — так называл свою келейную икону Божией Матери «Умиление» преподобный Серафим Саровский. После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы серебряную золоченую ризу, а митрополит Серафим (Чичагов) составил иконе особую службу.
«Всех радостей Радость» — так называл свою келейную икону Божией Матери «Умиление» преподобный Серафим Саровский. После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы серебряную золоченую ризу, а митрополит Серафим (Чичагов) составил иконе особую службу.
«Всех радостей Радость» — так называл свою келейную икону Божией Матери «Умиление» преподобный Серафим Саровский. После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы серебряную золоченую ризу, а митрополит Серафим (Чичагов) составил иконе особую службу.
Что держит в руках Божья Матерь на иконе «Вратарница» Угличская?
Свеча
Книгу
Ключ
Замок
Второе название Угличской иконы Божией Матери «Вратарница» — «Неугасимая Свеча». На иконе Божья Матерь изображена в образе монахини с четками и жезлом в левой руке и со свечой — в правой. А книга — главный атрибут, который держит в руках Божья Матерь на Калужской иконе.
Второе название Угличской иконы Божией Матери «Вратарница» — «Неугасимая Свеча». На иконе Божья Матерь изображена в образе монахини с четками и жезлом в левой руке и со свечой — в правой. А книга — главный атрибут, который держит в руках Божья Матерь на Калужской иконе.
Второе название Угличской иконы Божией Матери «Вратарница» — «Неугасимая Свеча». На иконе Божья Матерь изображена в образе монахини с четками и жезлом в левой руке и со свечой — в правой. А книга — главный атрибут, который держит в руках Божья Матерь на Калужской иконе.
Второе название Угличской иконы Божией Матери «Вратарница» — «Неугасимая Свеча». На иконе Божья Матерь изображена в образе монахини с четками и жезлом в левой руке и со свечой — в правой. А книга — главный атрибут, который держит в руках Божья Матерь на Калужской иконе.
Как называется эта икона Божией Матери?
«Спасительница утопающих»
«Неопалимая Купина»
«Спорительница хлебов»
«Прибавление ума»
Викторина
Не стоит расстраиваться!

У каждой иконы своя история, символика и другие отличительные особенности. Разобраться в них всех очень непросто, тем более что специалисты насчитывают около семисот чудотворных икон Божией Матери.

Хороший результат!

Исследователи насчитывают около семисот чудотворных Богородичных икон. Знать особенности каждой из них — задача не из легких. Тем не менее с нашим тестом вы справились очень удачно!

Прекрасно!

Вы замечательно справились с нашим тестом! Вас не смутил ни сложный вопрос об иконе «Вратарница», ни некоторые исторические вопросы об известных иконах Богородицы. Поздравляем!

Поделиться результатом: