40% россиян считают, что отношение молодежи к Русской Православной Церкви улучшилось. Таковы результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-«Пента», выборка 1500 человек). Чаще других так думают женщины, пенсионеры, москвичи и граждане, занятые в сфере науки и образования. Об ухудшении отношения сказали 11% процентов опрошенных.
Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда убежден, что «большое число вузовской молодежи воспринимает веру всерьез. И это прекрасно, это значит, что студентам, приходящим к вере, открывается интеллектуальная кладовая христианства». В то же время он не считает, «что отношение молодежи к Церкви, религии и вере беспроблемно».
Иеромонах Димитрий (Першин) продолжает мысль главного редактора журнала «Фома», в свою очередь утверждая, что данные соцопроса говорят лишь о стремлении студентов «к культурной идентификации, которая не зависит от религиозного выбора. Это выбор христианских ценностей, а не жизни во Христе».
В то же время отец Димитрий подчеркнул недопустимость сложившейся практики в некоторых светских вузах — «принуждать студенчество… «посещать богослужения», чтобы «наполнить храм».
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата:
«Этот опрос интересен в первую очередь тем, что он показывает взгляд старшего поколения на отношение молодежи к Церкви. С одной стороны, на мой взгляд, те 40% респондентов, кто считает, что это отношение улучшилось, в какой-то степени выражают в своих ответах и собственное отношение к православию. То есть и у этих 40% опрошенных их личное отношение к Русской Православной Церкви хуже не стало. С другой стороны, эта группа людей, говоря о молодежи, основывается и на определенных фактах, наблюдениях за молодежной средой, которые позволяют прийти к таким выводам.
В свою очередь, я как человек, в течение 15 лет работающий со студенчеством, могу сказать, что интерес молодых людей к религии и Церкви довольно стабилен. Большое число вузовской молодежи воспринимает веру всерьез. И это прекрасно, это значит, что студентам, приходящим к вере, открывается интеллектуальная кладовая христианства, они не проходят мимо этого богатого источника. С этим процессом лично я связываю большие надежды, поскольку, на мой взгляд, в отношениях Церкви и академического сообщества сегодня существуют определенные проблемы, связанные с незнанием некоторыми нашими учеными этой христианской интеллектуальной оставляющей.
В то же время я не считаю, что отношение молодежи к Церкви, религии и вере беспроблемно. Проблемы во многом связаны с определенными возрастными характеристиками. Ряд молодых людей по-прежнему воспринимает Церковь как «одно большое нельзя». С одной стороны, этот стереотип очень устойчив, но с другой – он не описывает реальное положение вещей. И задача Церкви, конечно, в первую очередь состоит в том, чтобы донести сегодня до каждого человека, в том числе и молодежи, адекватную информацию о ценностях веры и нормах церковной жизни».
Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата:
«Те данные, согласно которым образованные пенсионеры в большей степени, нежели молодежь, убеждены в добром отношении молодежи к Церкви, говорят о том, что они проецируют себя в то время, когда сами были молодыми. Вот они бы на месте нынешней молодежи рискнули войти в мир Андрея Рублева и Феодора Достоевского, Георгия Свиридова и Вячеслава Бутусова, поскольку он гораздо интереснее и подлиннее всего того, что предлагает массовая культура. Но то, что очевидно для людей, проживших жизнь, далеко не столь очевидно для тех, кто лишь в первой трети пути.
Молодежь опасается любой идеологии, любого внешнего вмешательства в её жизнь, и ничем не хотела бы ограничивать себя, в том числе, и христианством. Для образованных людей старшего возраста не составляет сложности различить пространство идеологии и общения с Богом, для молодежи это пока еще затруднительно. Вот почему молодые люди реже, чем представители более старшего поколения, дают положительный ответ.
То, что 39% студентов и учащихся говорят о стабильности в отношении молодежи к Русской Православной Церкви, на мой взгляд, объясняется стремлением к культурной идентификации, которая не зависит от религиозного выбора. Это выбор христианских ценностей, а не жизни во Христе. В том, что наши «очкарики» не спешат пройти этот путь между этикой и Богом, во многом повинны именно мы, люди Церкви, призванные к молодежной миссии, которую не ведем. Вот почему данные не меняются.
С другой стороны, чудом является то, что без каких-то особых усилий, молодежь свой, пусть ценностный, выбор сделала в пользу столь не популярного ныне христианства.
Чудо это еще и потому, что этот выбор ей нередко приходится делать не благодаря, а вопреки всему тому, что мимикрирует под благочестие. В частности, вопреки практике принуждать студенчество светских вузов «посещать богослужения», чтобы «наполнить храм». К сожалению, духовенству не всегда удается вовремя пресекать подобное, присущее иным ректорам, стремление использовать студентов как овечек для потемкинской деревни. В итоге нарушение фундаментальных гражданских прав порождает протест, когда-то побудивший Пушкина написать «Гаврилиаду» и на два столетия отлучивший свободомыслящую русскую интеллигенцию от Церкви. Очень бы хотелось надеяться, что уроки двух национальных катастроф XX века не позволят наступить на те же грабли в наши дни.
В общем и целом данные опроса говорят о том, что молодежь и тот её негативный образ, который формируют СМИ, это «две большие разницы». А вот то, сможет ли реальная молодежь окончательно растождествить себя с виртуальной и стать настоящей, такой, от лица которой пел Кинчев: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу», — это во многом зависит от того, насколько настоящей, действительно христианской и праведной, будет жизнь в Церкви».
Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой СРЕДА можно посмотреть на портале «Православие и мир».
Фото с молодежью (в том числе в анонсе) с сайта Православного молодежного международного фестиваля "Братья".
Автор портретных фото: Владимир Ештокин.