Преосвященный владыка ДИМИТРИЙ в интервью «Фоме» рассуждает о главных качествах православного предпринимателя, роли дореволюционного купечества и необходимости возрождения традиций.
– Православный предприниматель, как и всякий православный христианин, должен заботиться как о своей душе, так и о душе ближнего. Создавая те или иные бизнес-проекты, необходимо осознавать, что конечный продукт деятельности должен удовлетворять не только материальные потребности, но и возвышать дух и душу человека и идти на пользу общества.
Важнейшим сущностным качеством христианства является братство во Христе, то есть сердечное, духовное и душевное единомыслие между людьми. А теперь представьте – Вы пришли на работу, и Вас встречают не посторонние чуждые люди, а братья и сестры, сердца которых искренне любвеобильны и бескорыстно доброжелательны к Вам. Работа на таком предприятии будет идти на совершенно другом качественном уровне.
До революции купцы играли заметную роль в жизни общества: являлись основными организаторами экономической деятельности, активно вовлекались в общественные мероприятия, отчисляли значительные средства в городскую казну, участвовали в сооружении храмов, многих городских социальных учреждений. Поэтому другие сословия и простой народ с большим почтением относились к купечеству. Одно купеческое слово было лучшей гарантией, чем нынешние письменные соглашения, скрепленные множеством печатей. Купцы предпочитали вкладывать свои капиталы в солидные промышленные предприятия на длительный срок, руководствуясь не только соображениями сиюминутной финансовой выгоды, но и заботой о будущем страны и народа. Со своими сотрудниками они были неизменно вежливы и считали своим долгом обеспечить им самые лучшие условия работы и отдыха. Обязательным было также занятие благотворительностью. При этом свою деятельность в качестве мецената не принято было афишировать.
В дореволюционное время имена купцов были известны всему городу – выведенные большими буквами, они красовались на вывесках мануфактур, магазинов и социально значимых заведений. Купеческое сословие бережно хранило традиции: из поколения в поколение передавались торговые дела и семейные традиции.
Ныне всё иначе. Сегодня магазины стремительно сменяют друг друга. У наших бизнесменов уже стало обычным, покупая часть здания, перекрашивать или переделывать его на свой вкус, и потому нередко в наших городах можно встретить вычурные фасады домов, которые вряд ли их украшают.
Благородные принципы деловой активности должны возобладать у разумных предпринимателей нашего времени, которые должны стать преемниками дореволюционного купечества, во многом бывшего религиозным и патриотичным.