Чудеса в Библии: разве они не противоречат законам природы, твердо установленным современной наукой?
Чудеса в Библии: разве они не противоречат законам природы, твердо установленным современной наукой?

Чудеса в Библии: разве они не противоречат законам природы, твердо установленным современной наукой?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

«Самое невероятное в чудесах — это то, что они случаются», — писал Гилберт Кийт Честертон. Ему же принадлежит следующее определение чуда: «Чудо — свобода Бога». Понятия чуда и свободы неразрывно связаны друг с другом. Человек, признающий возможность чудес, способен вырваться за пределы материального мира, его сердце и разум открыты для всего нового и неизведанного. Причем речь в данном случае не о легковерии, а скорее о способности к рефлексии, умении одновременно и удивляться происходящему вокруг, и критически его оценивать: не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, — советует апостол Иоанн Богослов своим ученикам (1 Ин 4:1).

Определение «чудо есть нарушение законов природы» принадлежит шотландскому философу XVIII века Давиду Юму, предшественнику французских энциклопедистов, настроенных большей частью атеистически или разделявших воззрения деизма, согласно которым Бог после сотворения мира уже более не вмешивается в его жизнь. Полностью оно звучит так: «Чудо есть нарушение законов природы, а так как эти законы установил твердый и неизменный опыт, то доказательство, направленное против чуда, по самой природе факта настолько же полно, насколько может быть полным аргумент, основанный на опыте».

Юм и его единомышленники считали, что мир представляет собой замкнутую систему, управляющуюся по неким «железным» законам, многократно проверенным опытом. Однако не только с позиций религиозного мировоззрения, но и с точки зрения науки концепция Юма небезупречна. Научный прогресс постоянно «вносит правки» в законы природы, корректирует и дополняет их. И то, что во времена Юма считалось нарушением неких раз и навсегда данных закономерностей, сегодня объясняется благодаря открытиям науки. Соответственно то, что сегодня с точки зрения современного обывателя противоречит законам природы, завтра таковым считаться уже не будет. Поэтому исходить из невозможности чуда только потому, что оно, как кажется, противоречит нашим очень ограниченным представлениям об окружающем мире, некорректно.

Христианская традиция, напротив, полагает, что Бог, сотворив вселенную, не устранился от участия в ее жизни. Он постоянно присутствует в сотворенном Им мире, пронизывает его Своими энергиями, обеспечивает возможность существования самым мельчайшим его элементам. Бог свободен и чудо — свидетельство этой свободы, силы и всемогущества Божьего. Его чудеса не противоречат науке и не подтверждаются ею. Они вообще находятся вне сферы ее компетенции.

Для религиозного человека в чуде нет ничего необычного. Для него не стоит вопрос, возможно чудо или нет. Понятно, что возможно. Гораздо более важен источник чуда. Выше уже приводилось высказывание апостола Иоанна, призывавшего с настороженностью относиться к феноменам, имеющим духовную природу. Он не одинок, подобные предостережения встречаются в Писании довольно часто. Апостол Павел предостерегает верующих от соблазна прельститься антихристом, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес 2:9). Об опасности ложных чудес говорит и Сам Спаситель, пророчески описывая последние времена мира: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24:24). Христианин должен рассматривать чудо не с точки зрения его возможности или невозможности. Он призван оценивать его смысл и цель совершения. И критерий тут один: если чудо не укрепляет веру в Бога, не является откровением Божией славы, Божией силы, не делает человека лучше, то это чудо ложное, имеющее своим источником темные силы.

Чудо — это знак от Бога, обращенный внутрь человека. Оно призывает к изменению нашего внутреннего мира и требует духовных усилий с нашей стороны. Именно таковы чудеса, описанные в Библии.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (20 голосов, средняя: 4,95 из 5)
Загрузка...
14 сентября 2021
Поделиться:

  • Валерий
    Валерий5 дней назадОтветить

    Лк 18:27
    Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

  • Roman
    Roman1 неделя назадОтветить

    Хорошо, Андрей.
    Ну, а например, умножение хлебов и рыб?
    Появление дополнительной массы хлеба и рыб весом в сотни килограмм требует енергии в десятки раз большей, чем при выделении от взрыва самой мощной водородной бомбы, когда-либо взорванной людьми. В Хиросиме дефект массы был лиш полграмма...

    Это тоже метафора? Или факт?

    Я верю, что Богу все возможно, но струдом представляю как такое могло быть. Да и по-человечески, как это должно было выглядеть?
    Постепенно материализующаяся на столе рыбка?

    В науке такого никто никогда не видел, и я даже примерно представить не берусь как такое происходило... не говоря про то, что с неизменными законами природы это тоже не очень согласуется...

    И тут общие слова как у вас или автора, по-моему, не особо чего обьясняют...

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 неделя назадОтветить

      А Вы ожидаете конкретного описания механизма того, как Бог творил чудо? Не очень понятно просто.

      • Roman
        Roman1 неделя назадОтветить

        Михал, в этом случае я пытаюсь совместить утверждение что физические законы неизменны (см. Андрей ниже), например, с законом сохранения энергии/массы в чуде с умножением еды.
        Вообше, энергии на остановку и новый разгон вращения земли меньше надо, чем на такой "деффект массы".
        Один священник в ответах на вашем сайте про астрономию писал, что небесные тела движутся по известным законам.
        Та неизменны законы, или нет? Если да, то как это совместить с описанными чудесами

        • Кузнецов Михаил
          Кузнецов Михаил1 неделя назадОтветить

          Так и совместить - мир существует по законам, чудеса происходят независимо от законов. В этом и смысл чуда, потому мы его чудом и зовём. Об этом собственно весь материал.

  • Roman
    Roman1 неделя назадОтветить

    Если честно, то ничего не понял. Так каков ответ на поставленный в заголовке вопрос?
    Вот, например, не заходящее во время боя израелитян Солнце... Для этого требовалось бы остановить вращение всей огромной планеты.

    Это согласуется с современной наукой?

    Я вот верующий, но физик по образованию. И не знаю ответа. У автора стать он есть?

    • Roman
      Roman1 неделя назадОтветить

      Михаил, т.е. Андрей со своим первым утверждением неправ?

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 неделя назадОтветить

        И да, и нет. Я не могу согласиться с тем, что физические законы неизменны именно потому, что неизменен Бог. Это как-то немного пантеизмом отдаёт. Тем не менее, утверждение Андрея не исключает возможности непосредственного вмешательства Бога в ход событий, даже если таковое вмешательство противоречит неизменным правилам существования мира.

    • Андрей
      Андрей1 неделя назадОтветить

      Физические законы, как и духовные - неизменны, ибо являются проявлением бога, который неизменен. Григорий Палама говорит: Бог есть природа всего существующего.
      Возможности человеческого познания ограниченны. Тут вроде и наука с этим согласна.
      Язык библии метафоричен, притчевый, и не всегда его следует понимать буквально.
      Сложите эти три составляющих, и будет вам понимание чуда.
      А в конце подумайте над следующим: бог не дает инструкций, ибо человек не робот. Вы сами должны потрудиться, что бы интуитивно догадываться - что от вас ждут. Аврааму Бог повелел покинуть дом отца и идти в землю обетованную. При этом отец был жив, и исполни Авраам повеление немедленно, стал бы преступником, но он сам догадался дождаться кончины отца. И про землю не сказал где она, даже направление не указал.