Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов говорит в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы» наш постоянный автор Сергей Худиев.
Что отвечать атеисту, утверждающему, что человек это просто набор молекул?
Такой точки зрения придерживаются люди, выбравшие материализм своим мировоззрением.
Напомним, что материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а все явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. С материализмом неизбежно связан натурализм — то есть представление о реальности как о замкнутой системе причинно-следственных связей, управляемой безличными и неизменными законами природы (и только ими). В рамках этой картины мира любые события могут быть только результатом предыдущих состояний системы и неизменных законов движения материи.
Один из «новых атеистов», американский физик Виктор Штенгер, формулирует это воззрение так: «представление о том, что все есть материя и ничего больше».
Натурализм не допускает существования чего-либо сверхъестественного — то есть выходящего за рамки этой системы. При этом философы (в том числе материалисты) признают, что материализм имеет ряд неразрешенных — и, видимо, неразрешимых — проблем. Одна из них — это проблема свободной воли.
Но ведь христиане тоже признают существование материи, управляемой законами природы?
Конечно. Христианский теизм (то есть мировоззрение, постулирующее веру в личностного Бога-Творца) признает реальность материальной природы как системы, управляемой определенными безличными законами. Но с точки зрения христиан, реальность не исчерпывается природой — у природы есть Создатель, Бог, который создал ее и поддерживает в бытии; Бог также создал и нематериальные сущности — ангелов, архангелов и души людей. Дух может взаимодействовать с материей, а в определенных, исключительно редких и важных случаях, Бог может действовать поверх знакомых нам законов природы, творя чудеса.
И какие проблемы у материализма со свободной волей?
В рамках материализма все наши мыслительные и волевые акты целиком и полностью обусловлены чрезвычайно сложными, но полностью материальными процессами в коре нашего головного мозга. Эти процессы (как и все в мироздании) развиваются согласно неизменным законам природы, их результат полностью определяется чисто материальными причинами.
Как пишет об этом нейрофизиолог (и убежденный материалист) Френсис Крик, «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы — не более чем набор нейронов... хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить».
Известный космолог (и атеист) Стивен Хокинг пишет в своей книге «Высший Замысел»: «Хотя мы думаем, что способны делать осознанный выбор, наши познания в области молекулярных основ биологии свидетельствуют, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии, а потому столь же детерминированы, как и орбиты планет... Трудно себе представить, как может проявляться свобода воли, если наше поведение определяется физическими законами. Поэтому, похоже, мы представляем собой ни что иное, как биологические машины, а свобода воли просто иллюзия».
Материализм, как объясняет известный атеистический публицист Докинз, означает, что свободная воля — иллюзия:
«Будучи материалистом, я придерживаюсь того взгляда, что сознание — это нечто, что возникает из мозга, внутри мозга. И я думаю, что компьютеры не наделены свободной волей в том смысле, что я совершенно уверен, что все, происходящее в компьютере, предопределено другими событиями во внешнем мире и — в большей степени — внутри самого компьютера. Так что в этом смысле, у компьютеров нет свободной воли. Но в этом смысле ее, скорее всего, нет и у нас... Я не могу с точностью сказать, что это значит, но думаю, что это означает или может означать, что когда я думаю, что принимаю решение, когда иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю „мной“, принимает решение, оно уже принято».
Итак, материализм не оставляет места не только для Бога, но и для человека; остается только «иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю „мной“».
Это мировоззрение, которое требует от Вас объявить иллюзией не только мистический опыт молитвы и богообщения, но и самый повседневный опыт свободной воли. Но хуже того, кто в таком случае страдает от иллюзии? Докинз прекрасно это сформулировал: «Иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю „мной“». Но кто этот «я», который ошибочно считает «себя» «собой»? Иллюзия, которая страдает от иллюзии?
Итак, отметим это, материализм противоречит нашему непосредственному опыту — опыту свободной воли.
На заставке фрагмент фото hine.