Во время Преображения Спасителя на горе Фавор апостол Петр произносит фразу, которая кажется эмоциональной и даже по-детски наивной: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф 17:4). Что такое кущи? Из чего Петр собирался их сделать и о чем, возможно, думал в этот момент?

Священник Евгений МУРЗИН

редактор направления «Вера»

Слово «куща» (греч. — скене, отсюда же и скиния, евр. — сукка) означает шатер, навес, временное жилище, которое устраивалось из ветвей, листвы, хвороста или ткани. Кущей могли называть шалаш, сделанный из пальмовых или миртовых ветвей, тент или палатку из покрывала или ткани, натянутых на колья, простую хижину из природного материала, пригодную для кратковременного пребывания на открытом воздухе.

Могли ли апостолы реально построить кущи на горе Фавор? Скорее всего, да. Гора Фавор, где, по преданию, произошло Преображение, была покрыта кустарником, деревьями и виноградными лозами — достаточным материалом для импровизированных шалашей. Кроме того, у апостолов, которые поднялись со Христом на гору, могли быть с собой покрывала или накидки, поскольку вечерами в горах довольно холодно, посохи, которые при желании легко превратить в стойки для палаток; веревки или пояса, чтобы натянуть ткань.

В Израиле кущи имели как бытовое, так и сакральное значение. И если с бытовой стороной все понятно, то в сакральном измерении образ кущи, палатки напоминал иудеям о сорокалетнем странствии еврейского народа по пустыне под предводительством Моисея — пророка, которого апостолы во время Преображения видят беседующим с Иисусом.

Что за кущи предлагал построить Петр на горе Фавор и зачем?

Именно Моисей по повелению Божьему установил праздник кущей, или суккот, который длился целую неделю. Вот как описан он в библейской книге Левит: 

в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш (Лев 23:39–43).

Суккот праздновался осенью и, несмотря на то, что ко времени земной жизни Иисуса Христа евреи вели оседлый образ жизни и обитали в капитальных постоянных домах, они выходили из своих жилищ, устраивали себе временную хижину — кущу, где ели, молились и даже ночевали в память о жизни своих предков в пустыне. Праздник был наполнен радостью и ощущением Божьего присутствия.

В праздник кущей было вшито и мессианское послание. Одними из его главных символов были свет и вода. Во дворе Иерусалимского храма зажигали четыре огромных светильника. Это было напоминанием о световом столпе в пустыне, которым Бог вел Израиль. А во время храмового богослужения совершался обряд возлияния воды: священник приносил воду из Силоамской купели и выливал её у подножия жертвенника. Это было и прошением о дожде и знаком грядущего Мессии.

Что за кущи предлагал построить Петр на горе Фавор и зачем?
Преображение. Василий Никитин Вощин. Иконостас Ипатьевского монастыря. 18 в. icons.pstgu.ru

Поэтому Христос совсем не случайно использовал образы воды и света в проповеди именно на этом празднике, говоря о Себе как об источнике живой воды (Ин 7:37) и свете (Ин 8:12). Тем самым Он являл Себя как исполнение всех чаяний суккота.

Петр, который сам с детских лет отмечал суккот, видя Иисуса, осиянного Божественным светом и беседующего с Ним Моисея, выпаливает первое, что ему приходит в голову. И можно предположить, что он не просто предлагает построить на Фаворе три палатки. В его восприятии, как верующего иудея, куща — это символ пребывания Бога с народом во время странствования по пустыне; выражение благодарности за спасение и Божие водительство; образ бренности и упования на Бога, предвкушение грядущего обетования о пришествии Мессии. Так что, когда апостол предлагает построить три кущи, это можно понять как импульсивное желание закрепить момент пребывания с Богом в Фаворском свете, соорудить земное подобие библейской скинии. По сути, он говорит: «Остановим мгновение. Сделаем здесь место, где будет пребывать Божья слава».

0
58
Сохранить
Поделиться: