Вопрос читателя:

Выбор: спасти жизнь своей семьи или посторонних людей? Здравствуйте! Давно задаюсь вопросом о том, как должен поступить православный христианин в ситуации непростого выбора. Часто кульминация фильмов сводится к эпизоду, когда злодеи угрожают семье главного героя и требуют выполнения своих условий. В результате главный герой может стать не просто предателем, но и виновником гибели многих других людей (например, умолчав о готовящемся террористическом акте ради спасения своей семьи от мести боевиков). В фильмах обычно всё заканчивается хорошо, все в итоге спасены каким-нибудь супергероем. Однако в реальной жизни всё сложнее. Возникает вопрос, как бы должен был поступить православный главный герой. Два варианта: 1) стать предателем+губителем посторонних людей = спасителем своей семьи, или 2) поступить по долгу+спасти посторонних людей = погубить свою семью. Понимаю, что вопрос очень сложный и даже во многом провокационный, но очень злободневный в свете происходящих событий, поэтому очень был бы Вам благодарен за ответ!

Георгий

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Дорогой Георгий, вопрос, который Вы задали, относится к классической «проблеме вагонетки» — одному из мысленных экспериментов в области этики. Вот как его сформулировал в 1967 году философ Ф. Фут:

«... пилот, самолёт которого вот-вот потерпит крушение, решает, следует ли ему уклониться от более населённого района в менее населённый. Чтобы провести параллель как можно ближе, можно скорее предположить, что он управляет едущим трамваем, который может только свернуть с одной колеи на другую; пять человек работают на одной колее и один — на другой; любой, кто окажется на колее, по которой он поедет, будет убит. В случае беспорядков у толпы есть пять заложников, так что в обоих примерах предполагается, что обмен будет означать жизнь одного человека за жизнь пятерых».

Ваш пример осложняется тем, что человеку нужно выбирать не по количеству возможных убитых, а еще и по их близости к нему самому: с одной стороны — собственная семья, с другой — масса не связанных с ним никакими узами и отношениями людей.

Я не считаю полезными таким умственные эксперименты, потому что в них заведомо нет правильного решения: и в том, и в другом случае гибнут люди, понятно, что, конечно же, потерять своих близких больнее, чем стать свидетелем смерти других людей, но на самом деле, предполагаю, оказаться убийцей — это в любом случае оказаться убийцей, и тут уже не так существенно, кто умер из-за тебя — близкий человек или нет. Мы не рассчитаны на то, чтобы решать, кому и когда умереть, это вне пределов, скажем так, онтологической компетентности человека, и если случается, что по чьей-то вине умирает другой человек, это переживается очень тяжело. Можете спросить знакомых врачей, сотрудников МЧС или других профессионалов, чья работа связана со спасением жизней. Стать причиной смерти — это для человека шок и, в общем, то, чего быть в его жизни не должно.

В этой связи думаю, что подвергать свой ум таким вот мысленным экспериментам, заставляя его выбирать, при каких обстоятельствах быть убийцей проще, — это довольно пустая трата времени. Насколько я понимаю, смысл этих этически экспериментов, которые предложили философы, в том, чтобы прийти к выводу о том, что ценность человеческой жизни — это ценность абсолютная, количественно она не измеряется, так что невозможно точно сказать, что убить пятерых — хуже, чем убить одного. Убить — это значит убить. Но, впрочем, доказать ценность жизни можно и без таких жестких мысленных экспериментов.

Возвращаясь к Вашему примеру, могу сказать вот что. Наша жизнь очень далека от кино. Если Вы сознательно выбрали себе работу в спецслужбах, так что выбор, обозначенный в письме, на самом деле может возникнуть в Вашей жизни, думаю, Вы знаете о различных механизмах защиты Ваших родственников, особенно самых близких. Молитесь о них всегда и просто соблюдайте все меры предосторожности, которые предписывает инструкция и о которых свидетельствует опыт Ваших старших и более успешных коллег.

Если Вы человек простой в том смысле, что вероятность оказаться на месте того самого киногероя, который здесь и сейчас решает судьбу целого мира, города, поселка и так далее, просите Бога уберечь Вас от такой ситуации, а если придется оказаться перед таким выбором, крепко молитесь о том, чтобы Господь умудрил Вас и направил. Просите, просто кричите внутри себя, в сердце своем, к Богу своими словами или много-много раз произносите «Господи, помилуй». Думаю, если бы снимали православное кино, целью которого было бы научить человека правильно поступать в таких ситуациях, как раз ядром и основой для правильного выбора в сценарии должна была бы быть молитва.

Это помогает и в менее сложных и масштабных выборах. Чем ближе человек к Богу, чем сильнее он стремится к единению с Ним, тем яснее он видит и понимает, как поступить и что сделать в конкретный момент. Поэтому и говорим о непрестанной молитве, которая помогает стяжать в своем сердце благодать Божию и видеть все яснее и четче.

Помоги Вам Бог!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
2
Сохранить
Поделиться: