9 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью телеканалу «Россия 1», в котором ответил на самые острые вопросы последнего времени, связанные с жизнь Церкви и общества. Прокомментировать это событие мы попросили доктора политических наук, профессора РУДН Марию Мирановну Мчедлову.
Говоря об интервью патриарха Кирилла телеканалу «Россия», хотелось бы, во-первых, отметить следующее. Интервью Святейшего всегда являются большим событием, а нынешнее было дано в очень напряжённой ситуации, когда дискуссия о границах взаимоотношений религии и политики, светского и религиозного стала принимать недопустимый характер.
К сожалению, в российском обществе пока не сложилась уважительная культура диалога между различными точками зрения, вероятно из этого во многом также проистекает определённый «агрессивный» характер обсуждений или жестких оценок. Кроме того, сфера, связанная с религией, с Божественным, с внутренним миром человека очень деликатна, поэтому требует очень взвешенного, «срединного» пути.
В условиях тотальной коррупции системы, предельно низкого уровня межличностного доверия, отказа государства выполнять свои социальные функции возникает мощный запрос на социальную справедливость.
И оказывается, что именно Церковь берет на себя огромную социальную работу, зачастую являясь единственной, кто помогает нуждающимся в помощи – обездоленным, наркоманам, алкоголикам, сиротам. Только про это практически не говорят и не пишут СМИ. Также как не говорили о том, что Церковь собрала миллионы рублей и гуманитарной помощи для пострадавших в Крымске и оказывала помощь непосредственно людям. Оказывается, что говорить о справедливости и гуманизме, о человеческом достоинстве, о морали, берет на себя смелость только Церковь. Мне кажется, во многом с этим связано доверие к Церкви, как со стороны верующих, так и неверующих. Согласно данным многолетнего мониторинга института социологии РАН, за последние 20 лет уровень доверия к Церкви постоянно рос, а в последние 2 года вырос сразу на 15% и достиг рекордного значения в 70%.
Проблема пересечения религии и политики, которую также затронул патриарх Кирилл, наверное, является самой животрепещущей. Неслучайно, именно сегодня эти две сферы представляются смыслобразующими во всем мире.
Религия перестала быть только частным делом человека, она вновь возвратилась в публичное пространство, причем в самых различных формах и вариантах.
Ярким примером тому является то, что Церковь выполняет примиряющую роль и одновременно выполняет функции «мягкой политической силы», способной гражданскими, культурными, вероучительными объединительными моментами сплотить наше общество.
В спорах о роли Церкви в сегодняшнем обществе крайней точкой является утверждение о сращивании Церкви и государства. Думаю, что данная дискуссия во многом имеет своим предметом общезначимость принципа светскости. Именно этот принцип является предметом баталий, к нему апеллируют как к конечному аргументу. Принцип светскости в России является конституционным: в Европе всего несколько стран абсолютно светских по конституции. Кстати, в мире светских государств можно по пальцам пересчитать, в большинстве стран Церковь и религия в тех или иных формах присутствует в основополагающих политических принципах, а конституционный принцип светскости прямо не влияет на количество верующих и социальную роль Церкви.
Следует отдавать ясный отчет, что меняются формы взаимоотношений между светским и религиозным, между государством и Церковью, между политикой и религией – это явление необходимо серьезно изучать, ведь рождение нового никогда не было радужным и всегда сопровождалось муками.
Хотелось бы отметить также и тему российско-польских отношений, о которых также говорил Святейший. Я уже упоминала о том, что возможности Церквей как «мягкой силы» в современном мире значительно возросли. Межрелигиозный диалог, а уже тем более совместные действия двух Церквей, имеющих общую христианскую основу, являющихся морально-нравственным авторитетами, социальными институтами, с которыми огромное количество людей соотносит свою жизнь, не может не получить отклика в сердцах. Можно вспомнить огромные позитивные и объединительные плоды визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину в 2009 году. В Польше 90% населения считает себя католиками и их коллективная идентичность во многом центрируется вокруг Католической Церкви. Конечно, сложно забыть историю и прошлое, но если сделать акцент на позитивном совместном будущем, если проектная идентичность наших народов будет конструктивной и основанной на их доброжелательном добрососедстве, то можно будет говорить о реальном продвижении вперед и роль наших Церквей в этом будет огромной.
Читайте также: Юрий Вяземский: "Атеизм или квазирелигия"
Фото с сайта РУДН