
Почему в Символе веры сказано, что Церковь единая, а в мире православных Церквей много? И почему они называются поместными? Разбираемся в слайдах «Фомы».
Поместная, как легко догадаться, — от слова «место». У каждой Поместной Церкви есть территория, на которую распространяется ее юрисдикция. Поместные Церкви автономны — имеют свою иерархию и собственное внутреннее устройство.
Нет. Русская Православная Церковь — это не «Церковь Российской Федерации», ее каноническая территория гораздо больше территории страны. То же касается и остальных Поместных Церквей — их границы не привязаны к границам государств, даже если в какой-то мере с ними совпадают.
Все верно, Святая Соборная и Апостольская Церковь, как Она называется в Символе веры, — это Церковь Единая. Ее основатель и глава — Господь Иисус Христос. Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым, которое неделимо по своей сути.
И все православные христиане — неважно, в какой стране они живут и к какой церковной юрисдикции относятся, — принадлежат к Единой Православной Церкви и мистически образуют собой Тело Христово. Но это духовное единство Церкви не противоречит ее разделению в организационном, административном отношении на Поместные Церкви.
После сошествия Святого Духа на апостолов их проповедь зазвучала по всей Римской империи. Центрами христианской жизни стали города, где апостолы проповедовали наиболее активно. Поскольку апостолы не могли долго пребывать на одном месте, они оставляли в новых общинах епископов, на которых ложилось руководство их жизнью. Постепенно среди них особую роль стали играть епископы, находившиеся в крупных метрополиях. Помимо Иерусалима, где возникла первая христианская община, это были Александрия, Рим, Дамаск, а позже — Константинополь. Здесь и сформировались первые Поместные Церкви. Со временем их число увеличилось.
Сегодня в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей:
Албанская, Александрийская, Американская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Церковь Чешских земель и Словакии, Элладская.
Самой крупной Церковью является Русская. А самая древняя — Иерусалимская. Она была основана апостолами в день Пятидесятницы.
Сначала повторим главное: у них общий глава — Иисус Христос. Основой духовного единства служит совершаемая во всех храмах Поместных Церквей Евхаристия — главное таинство Православной Церкви, учрежденное Самим Господом Иисусом Христом, в котором хлеб и вино чудесным образом претворяются в Тело и Кровь Спасителя. Поместные Церкви разделяют единые для всех православные догматы (вероучительные истины), придерживаются одних и тех же канонов — правил устроения христианской церковной жизни.
Журнал «Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
Не очень понятно, кто с кем состоит в общении, и как это отражается на мирянах. Например, сейчас много прихожан РПЦ приезжает надолго за границу. Могут ли они посещать богослужения и причащаться в храмах Константинопольского патриархата?
Ещё вопрос: согласно этим слайдам УПЦ не является поместной церковью, а что же она тогда собой представляет? Епархию? А почему так называется, "церковью"?
Прихожане РПЦ на данный момент не могут посещать богослужения и участвовать в таинствах, совершаемых священнослужителями Константинопольского патриархата.
УПЦ (МП) — «самоуправляемая церковь с правами широкой автономии» в составе РПЦ. Предстоятель Украинской Церкви носит титул митрополита, а не патриарха.
Уважаемая редакция, спасибо за ответ! Не подскажете ли что ещё можно почитать по этому вопросу? Не очень укладывается в голове, почему вопросы юрисдикции настолько важны, это же не догматические расхождения. А мне ещё детям это как-то объяснить надо будет... Например, почему рядом несколько храмов, все православные, а ходить можно только в один.
Если в двух словах то потому, что Христос основал только одну Церковь, и расколы являются преступлением против этого основания. Подробнее можно изучить раздел "Раскол церковный" в Азбуке веры: https://azbyka.ru/raskol-cerkovnyj
Спасибо за ответ, а чем самоуправляемая отличается от поместной? Что она может, а чего не может?
К сожалению тут невозможно объяснить коротко и не бюрократическим языком. Опять же, если коротко, то самоуправляемая отличается от поместной тем, что продолжает - несмотря на самостоятельность - оставаться структурной частью материнской церкви, со всеми вытекающими последствиями. Например, предстоятель материнской церкви утверждает кандидатуру избранного в самоуправляемой церкви их собственного предстоятеля, может в целом влиять на кадровую политику, отзывать томос о самоуправлении, и прочее и прочее. А поместная полностью самостоятельна в своей жизни и своих решениях.