Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка!
Скажите, пожалуйста, в чём суть ереси «гносеомахия»? В книге «О ста ересях вкратце» об этом сказано достаточно расплывчато:
«они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию».
Поэтому у меня вопрос, ересь заключается в утверждении, что изучать Писание вредно или нежелательно или в чём-то другом?
Так как из первого предложения «они отвергают необходимость для христианства всякого знания» можно подумать, что условием спасения для любого христианина является докторская степень богословия, а также знание всех догматов и канонов, но, понятное дело, такая трактовка абсурдна. Был даже святой Павел Препростый, не говоря уже о миллионах простых верующих (то есть тех, кто, старается по мере сил служить Богу, не имея огромных богословских знаний).
Поэтому хотелось бы уточнить, правильно ли я понимаю, что гносеомахия — это именно борьба с познанием (желанием познания) и прославление глупости в качестве добродетели? И почему это считается именно ересью, а не просто глупым заблуждением (насколько я понимаю, ересь — это тяжкий грех, делая который, человек перестаёт быть членом Церкви)?
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Гносеомахия — это буквально «борьба со знаниями».
Я думаю, что нет нужды Вам доказывать, что человек без знаний — это невежда. А человек без знаний о Боге, о том, что Он говорил и что Он нам заповедал — невежда, идущий в погибель. Именно отсутствие знаний о том, в Кого и как мы верим, и приводит «простецов» к различным заблуждениям, и, в конечном счёте, к отпадению от Бога. И невозможно в этом вопросе ссылаться на святых, которые не обладали знаниями. Ибо святые — это исключение, а не правило, и простота святых — это не синоним незнания. Вы можете прочитать об упомянутом Павле Простом, и не найдете в рассказе о нем ничего, что бы свидетельствовало о том, что святой Павел выступал против знания. О самой же простоте на «ФОМЕ» есть материалы, в частности текст «Простота».
С восьмого века гносеомахия считается ересью в Церкви. И Вы совершенно верно понимаете, что она прославляет глупость в качестве добродетели. Об этом вопросе можно прочитать в интервью профессора Алексея Осипова «Без рассуждения нет добродетели».
А теперь перейдем к вопросу о том, почему святой Иоанн Дамаским причислил ее именно к ересям. Задумайтесь, кто извращает добродетели? Это не Бог, а Его противник. Дело не в глубоких богословских знаниях. Дело в том, что гносеомахи отвергали ЛЮБЫЕ знания о Боге. Приведенная Вами фраза «они отвергают необходимость для христианства всякого знания» — не о докторской степени в области богословия, а о том, что человек не хочет узнавать ничего. Согласитесь, это разные вещи. Например в Символе веры изложено то, во что мы верим, то есть основные догматы христианства. Это не огромные богословские знания, это минимум, который каждому христианину знать естественно. Ведь если мы не знаем, во что верим, то можем ли мы верить право? И ПРАВИЛЬНО СЛАВИТЬ Господа? Очевидно, что нет. Человек, который сознательно не хочет правильно славить Господа, то есть быть Православным, — еретик. Изучать Писание не вредно, ибо в нём написано, что «вера без дел мертва». Видите, чтобы быть с Господом, нужны две вещи: вера и дела. Дела без веры — суета сует. И вера и без дел — мёртвая. И лишь в паре веры и дел рождается любовь к Господу.
Храни Вас Господь!