Молитва за умерших, или, как принято говорить в Церкви, за усопших — одно из самых естественных проявлений религиозности. В ней соединяются три вещи, на которых держится вся христианская жизнь: вера, надежда и любовь.

Что я имею в виду?

Мы молимся, потому что верим: жизнь не обрывается вместе с дыханием. Душа человека не исчезает, а переходит в вечность, где ждет всеобщего воскресения. Эта вера становится основанием для нашей надежды, что разлука с дорогим нам человеком не навсегда, что тот, кого мы любили, жив у Бога, и что милосердный и человеколюбивый Господь, Который хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим 2:4), примет усопшего в свои небесные обители, а в конце времен воскресит вместе со всеми.

О такой надежде замечательно пишет апостол Павел в послании к Фессалоникийцам, которое читается во время отпевания: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Фес. 4:13-18)

Из веры и надежды рождается молитва, которая есть не что иное, как выражение любви к усопшему. Мы уже не можем дать усопшему ни слов утешения, ни заботливого прикосновения, ни поддержать его каким-то материальным образом. Всю нашу любовь к нему мы способны выразить только в молитве за него.

Если же говорить о евангельском основании молитвы за усопших, то я бы выделил два момента. Во-первых, разговор Иисуса с саддукеями, когда Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф 22:32). А во-вторых, призыв апостола Иакова: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак 5:16). Если апостол призывает молиться друг за друга, если человек бессмертен, если Бог — Бог живых, то границы между «нами» и «ими» условны. Молитва не знает этих границ: кто любит, тот продолжает любить и молиться. Ведь любовь, по слову апостола Павла, никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор 13:8).

Поэтому когда мы молимся о усопших, то верим и надеемся, что наша любовь, отраженная в молитве, становится для близких нам людей поддержкой и светом, который и по ту сторону смерти указывает путь к Тому, Кто Сам есть любовь.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
12
Сохранить
Поделиться: