Вопрос читателя:

Мужчины и женщины имеют разное духовное строение, соответственно, и духовные пути их различны. В силу непоколебимого патриархата сложилось так, что все богослужебные тексты, правила и т. д. созданы мужчинами (это так?), и следовательно, являются удобными для мужчин. Решения принимались мужчинами, и вполне естественно, что женский опыт был им не полезен, не нужен. Таким образом, духовный опыт, накопленный женщинами на протяжении тысячелетий, оказался задвинут и канул в небытие. Хотя мне было бы интересно узнать, какие духовные трудности были у женщин прошлого и как они их преодолевали. Я в ступоре от такого положения вещей. Чувствую разочарование и обман. Что делать? Читаю книги на эту тему, но их мало. Будет хорошо, если что-нибудь порекомендуете почитать.

Ирина

Ответ священника:

Здравствуйте, Ирина!

Соглашусь с Вами, что мужчины и женщины не во всем одинаковы и между ними существует некая разница, описать которую я не берусь, ибо не обладаю для этого достаточной квалификацией. Тем не менее, не могу согласиться с Вами в том, что женщины не играли и не играют никакой важной роли в жизни нашей с Вами Церкви. Приведу такой в качестве примера приход, на котором я осуществляю своё служение в настоящее время.

Количество церковных работников и добровольцев, которые несут на нём послушание, составляет примерно 20 человек, из которых всего лишь 5 (3 священника, водитель и дворник) являются мужчинами. Все остальные наши работницы и добровольцы — женщины. Среди них: главный бухгалтер, секретарь, работники храма и лавки и т.д. Вряд ли такой численный перевес может свидетельствовать о том, что женщины на нашем приходе отодвинуты на второй план и совсем не участвуют в его жизни. На самом деле, ситуация обстояла и обстоит совершенно иначе. И не только в наше время и на нашем приходе. Особенно, если посмотреть на наши женские монастыри, в которых настоятельницами являются монахини. Единственное важное отличие мужчин и женщин в данном случае состоит в том, что последние не могут быть рукоположены в священный сан и служить Божественную литургию. Подробнее о причинах и последствиях этого Вы можете прочитать, например, в книге «Рукоположение женщин в Православной Церкви» (автор — Элизабет Бер-Сижель). Если же Вы читаете по-английски и хотите глубже изучить сей вопрос, то Вам может показаться интересным труд «Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology» под редакцией Petros Vasilidis, Niki Papageorgiou и Eleni Kasselouri-Hatzivassiliadi издательства «Cambridge Scholar Publishing». Обе эти работы порекомендовал мне священник, который больше меня разбирается в этой теме — протоиерей Дмитрий Кирьянов.

Теперь необходимо сказать несколько слов о молитвах, которые мы читаем дома и в Церкви. Как Вы правильно отметили, подавляющее их большинство было написано мужчинами и потому в них существительные, прилагательные, причастия, глаголы, местоимения имеют форму мужского рода. В домашних молитвах эта проблема решается просто — женщины просто переводят все относящиеся к ним слова из мужского рода в женский. Например, молитва Иисусова в таком случае звучит уже как: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй (до этого момента во всех словах мужской род сохраняется, ибо они относятся не к молящемуся/молящейся, а к Иисусу Христу) меня грешнУЮ (а не грешного)». Что же касается общественных богослужений, то здесь церковный обычай повелевает оставлять всё так, как есть. Однако, необходимо сделать важную оговорку, Ирина: многие молитвы и песнопения, которые поются и читаются во время таких богослужений, были написаны от лица всех молящихся людей и потому в них те самые части речи, которые были перечислены выше, приводятся в форме МНОЖЕСТВЕННОГО числа и, соответственно, относятся к мужчинам и женщинам в равной степени. Кстати, было бы интересно провести анализ всей совокупности текстов, входящих в состав уставных богослужений Православной Церкви, чтобы узнать, каких из них больше: тех, в которых преобладает мужской род, или тех, где преимущественно используется множественное число.

Возьмем, к примеру литургию святителя Иоанна Златоуста: Мирная и все остальные её ектении произносятся от лица всех молящихся, потому относятся сразу и к мужчинам, и к женщинам. Псалмы, которые обычно используются в качестве первого и второго антифонов, а также: молитва «Втораго антифона», гимн «Единородный Сыне», Заупокойная молитва, молитва «О оглашенных», содержат обращение их автора либо ко Всей Святой Троице, либо к Богу Отцу, либо к Господу Иисусу Христу, либо же — к своей собственной душе («Хвали, душе моя, Господа ...») и потому также могут читаться или петься как от лица мужчин, так и от лица женщин. Молитвы «Перваго антифона», Входа, «Трисвятаго пения», «Прежде Евангелия», «Прилежного моления», «Верных первая», «Верных вторая», «По поставлении святых Дров», вся вообще Анафора, на «Вся святыя ...», Главопреклонения и многие другие тексты написаны от лица всего народа. Таким образом, единственная молитва литургии, в которой присутствуют части речи в мужском роде — это молитва священника о самом себе во время пения Херувимской песни.

Поскольку мы уже выяснили, Ирина, что в Православной Церкви все священники — мужчины, указанное выше обстоятельство вполне себе логично. Попытаюсь подвести итог: женщины в нашей Церкви играют очень важную роль, Ирина, и потому, мне кажется, что в письме Вашем имеет место некое преувеличение. А ведь это мы с Вами ещё даже не коснулись вопроса о том, какую роль для православного вероучения и благочестия играет образ Пресвятой Богородицы, Которую мы именуем «честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов». Но это — очень важная тема, браться за которую я в рамках данного ответа не решаюсь. Очень уж она объемна и интересна. Очень надеюсь, что мой ответ поможет Вам посмотреть на нашу церковную ситуацию под немого другим углом и несколько подкорректировать собственную точку зрения.

Конкретно о женском опыте можете почитать материал Волною морскою, — ирмос, написанный византийской поэтессой, книги о святой Монике, матери блаженного Августина, и в патериках поискать наставления не только мужчин (которых называют «аввы»), но и женщин (к которым обращались «аммы»). Честно говоря, принципиального отличия я лично не вижу — но, может быть, Вы что-то полезное именно для себя почерпнете.

Пусть Господь Вам поможет!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
9
Сохранить
Поделиться: