Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»
Александр Лавданский,
иконописец, основатель мастерской
церковного искусства «Киноварь»

Во многих православных храмах Греции, особенно это касается придорожных маленьких церквей, на Царских вратах ничего не изображено. Дело в том, что Царских врат там по большому счету и нет. Есть проход, иногда ограниченный резными деревянными створками, за которым находится церковная завеса (катапетасма), символизирующая плоть Христову. Она-то и отделяет молящихся от престола. Те Царские врата, которые сегодня являются неотъемлемой частью иконостаса, — на самом деле, довольно поздняя традиция.
Царские врата — важный литургический элемент. Они открываются не всегда и символизируют врата, которыми Спаситель вошел в мир. Неудивительно, что именно сцена Благовещения является центральным сюжетом царских врат. Она — символ благодати Святого Духа, который нисходит на человечество через Пречистую Деву. Когда-то историю о посещении архангелом Гавриилом Девы Марии изображали на колоннах и алтарных столбах. Затем этот сюжет перешел на открывающие створки Царских врат. Стал обязательным минимумом, в первую очередь в русских церквях, так же, как и изображение четырех евангелистов или отцов церкви — Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Не удивляйтесь, если в Греции вы такого не встретите.
Например, в храме святой Екатерины на Синае, на Царских вратах нет ни Благовещения, ни евангелистов. На одной створке в полный рост изображен пророк Моисей, а на другой его брат Аарон. Именно пророки выступают здесь как равнозначные и равноправные первосвященники, как прообраз новой скинии, как некая дверь, через которую вошел в этот мир Христос.

0
0
Сохранить
Поделиться: