Как правильно понимать слова Христа: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф 5:28-29)?

Ни в одном из общепризнанных святоотеческих толкований этой фразы из Нагорной проповеди мы не найдем требований буквального исполнения слов Иисуса Христа. Под правым глазом и правой рукой чаще всего понимаются близкие нам, но не особенно благочестивые люди, которые, становясь виновниками соблазна, способны сбить нас с христианского пути и склонить ко греху. «Слыша о глазе и руке, не думай, что это говорится о членах: ибо Он не прибавил бы: “правый” и “правая”, — пишет блаженный Феофилакт Болгарский. — Здесь говорится о тех, которые кажутся нашими друзьями и вредят нам. Так, юноша имеет распутных друзей и терпит от них вред. Оставь их, говорит Господь. Этим ты, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, если же нет, то, по крайней мере, самого себя. Если же сохранишь любовь к ним, то погибнешь и ты, и они».

Однако очевидно, что этот отрывок может иметь и более широкое толкование. Глаз как зеркало души и рука, отвечающая за конкретные поступки, символизируют наши мысли, убеждения и действия. Указание на то, что и рука, и глаз — правые, то есть наиболее ценные и функциональные части тела, подчеркивает, что речь идет о тех внутренних установках и привычках, которые за время нашей жизни буквально срослись с нашей личностью, но при этом служат препятствием для жизни по Евангелию. Греческое слово «скандалон», переведенное здесь на русский язык как «соблазн», означает именно препятствие на пути, камень преткновения, который сбивает, останавливает или приводит к падению. Даже если нечто в привычном для нас образе жизни представляется ценным, важным и необходимым, но при этом выступает тормозом в нашем духовном продвижении, нужно от этого отказаться. Об этом говорит Христос.

Этот отказ — чрезвычайно болезненный и длительный процесс. Как тут не вспомнить апостола Павла, который, достигнув высших степеней духовного совершенства, так что мог говорить о себе: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20), тем не менее сокрушался: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). Для отказа необходима мотивация и настойчивость. Для христианина — и апостол Павел тут яркий пример — такой мотивацией выступает Богочеловек Иисус Христос, в личности Которого произошло восстановление падшего в результате грехопадения человека. Если мы поймем, что только в соединении со Христом, Который сказал о Себе Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6), мы обретаем Источник подлинной, неумирающей, вечной жизни, то это станет мощным побудительным поводом для изменения и правильного выстраивания приоритетов.

Это соединение происходит в Церкви, Которую Спаситель создал на земле и Которая мистически составляет Его Тело. Через участие в церковных таинствах — прежде всего через Покаяние и Причастие — мы входим в общение с Господом, становимся с Ним одним целым и получаем благодатные силы для внутреннего изменения.

Только таким образом — в общении и единении со Христом — возможно исполнить данную Им же заповедь об отсечении того, что мешает нашему спасению.

3
1
Сохранить
Поделиться: