Вопрос читателя:

Здравствуйте! Что дает усопшему отпевание? Сколько не отпетых лежат в земле сырой во времена гонений на церковь! Что с ними не так на том свете?

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте! В исследовании смысла заупокойных богослужений стоит опираться на фундаментальный труд святителя Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» — наиболее полное пособие в котором рассматриваются все заупокойные службы.

В Православной Церкви существуют 4 чина отпевания — мирских человек, священнослужителей, монахов и младенцев. Начиная описание чина погребения мирских человек, святитель пишет: «Для усопшего нет большего утешения, как молитва о нем. Побыть подольше около любимого в обстановке отрадной и утешительной для него должно быть особенно желательно для искренно любящего и верующего человека». Итак, первый смысл чина — утешение. Как души усопшего человека, так и любящих близких людей.

По мысли святителя Афанасия, принесённый в храм гроб с телом почившего становится центром молитвы всего церковного собрания. Святитель уподобляет такой момент празднику, когда гости идут к юбиляру, имениннику, поздравить с личным торжеством.
Гроб с телом, вокруг которого собрано духовенство и миряне, становится сакральным, а тело — священным, это проявляется в особом почитании, каждении, молитвенных действиях, совершаемых у тела. Это не удивительно, так как еще при жизни тело освящалось, приобщаясь к Святым Таинствам.

Само богослужение святитель Афанасий определяет как особо торжественную утреню: «в последование погребения входят непорочны как на воскресной и великосубботной утрени, блажены, как на утрени Четвертка Великого Канона и Великого Пятка, и апостол, и Евангелие, как только утрени Великой Субботы».

Выскажусь, может быть, достаточно смело, но в чине погребения Церковь не просто утешает близких почившего. Происходит своего рода малая канонизация, церковная община признает усопшего достойным упокоения со святыми, о чем прямо свидетельствует одно из самых известных песнопений чина «Со святыми упокой…». Разрешительная же молитва, читаемая священником, означает примирение почившего с Церковью и последнее прощение всех его земных прегрешений.

Итак, второй, основной смысл чина погребения — примирение человека с Церковью, прощение грехов и ходатайство Церкви о причислении усопшего к покою святых угодников Божиих. Церковь, как любящая мать, передает душу в руки Небесного Отца, прощая человека и утешая его родных.

В то же время Церковь помнит, что Бог — всеблаг. И оставляет на Его милосердие всех, кто лишён христианского погребения не по своей вине, совершая молитвы о них в день Троицкой родительской субботы.

То есть перейти в жизнь вечную человек, конечно, может не попрощавшись с Церковью, родными и друзьями, но не думаю, что это лучший из возможных вариантов.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: