Вопрос читателя:

Чем отличается вера в Бога от веры в Деда Мороза? Почему вера в Деда Мороза и прочих мифических существ уходит сама собой, а вера в Бога остается?

Анна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Анна, человеку свойственно верить в то, что находится вне возможности его эмпирического и практического опыта. При этом важная часть нашего сознания базируется на вере в то или иное явление. Даже абстрактное мышление во многом основано на вере в то или иное явление.

Допустим, что мы когда-то посетили некий город и ознакомились с его достопримечательностями. Спустя некоторое время мы можем быть уверены, что все эти достопримечательности сохранились и их можно увидеть вновь. Это может быть не так, ведь мы могли пропустить информацию о том, что тот или иной музей, например, был ограблен или же закрыт, а здание снесено. Но, не имея такой информации, мы верим в неизменность того, в существовании чего воочию убедились. Но даже если мы и узнали, что музей (или же памятник) закрыт или перенесен, пока мы сами в этом не убедимся, мы лишь доверяем источникам информации, сообщающим нам о том или ином состоянии известного нам лично объекта. Это вопрос доверия, то есть нерелигиозной веры.

Но может так случиться, что источник информации оказался ложным, и тогда у нас к нему больше не будет доверия. Точно такая же ситуация и с верой в Деда Мороза или другого мистического персонажа. Если человек, вырастая, начинает понимать нереальность того или иного объекта своей детской веры, то он перестает в это верить. В этом во многом и кроется причина подросткового и юношеского охлаждения в религиозной вере.

В определенном возрасте человек находится на распутье, не имея опытного подтверждения своей детской вере, молодой человек начинает сомневаться в том, что кажется ему очередной детской сказкой, которая не имеет ничего общего с объективной реальностью. Но стоит человеку проявить желание и стремление и Бог опытно раскрывает ему реальность Своего существования. Чаще всего это совершается в такой форме, когда грань между верой и опытным познанием не перейдена. Причина такого личностного откровения Бога, как мне кажется, в том, что человек, воочию убежденный в существовании Бога, становится заложником своего опыта. Он больше не верит в Бога, он знает это, а значит в определенной степени уже несвободен. А ведь именно к свободе призывает нас Господь, к добровольному стремлению избрать истинный и спасительный путь.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: