В разные эпохи - и для разных людей - разные преграды к вере выходят на первый план. В одни эпохи христианин на своем пути преодолевает болота язычества, в другие - пустыни атеизма; иногда лжеучение навязывает себя как непреложную истину, иногда люди уверяют себя в том, что непреложных истин вообще не существует. В наше время, насколько я могу судить, на первый план вышла еще одна сложность. Истина, с которой чаще всего возникают проблемы - это не бытие Бога как таковое, и не воскресение Христово и не достоверность Писания. Это истина, которую раньше даже большинство нехристиан считали само собой разумеющейся - истина о том, что мы обладаем свободным выбором и сами являемся авторами своих решений.
В наше время люди все более склонны видеть причину своих действий в чем-то внешнем - в генах, в обстоятельствах, в других людях, в чем угодно еще. В одной переводной книжке по психологии был забавный пример - двое девушек подали в суд на сеть ресторанов быстрого питания “Макдональдс”, обвиняя ее в нанесении ущерба их здоровью. Злодейские рестораторы готовили пищу, от которой истицы просто не могли отказаться - так, что в результате обе они страдают избыточным весом. Я сам подумываю, не подать ли мне в суд на лавочку, торгующую пирожками у метро - но боюсь, что, мне как и тем бедным девушкам, откажут в компенсации под тем предлогом, что объедаться пирожками и слойками было моим собственным выбором.
Возможно, несколько легче чувствовать себя жертвой коварства, чем просто человеком, который не может обуздать свой аппетит - но такое перекладывание ответственности приводит к тому, что человек и не может ничего исправить в своей жизни. Никто не станет закрывать все съестные лавки в округе, чтобы я не объедался, на это нечего и надеяться. Если мне хочется что-то сделать с моей проблемой, мне придется признать ее своей.
Я должен признать, что я сам являюсь активным действующим лицом, а не жертвой других людей или обстоятельств. Почему об этом нужно сказать и причем тут Церковь?
Чтобы ответить на одно из постоянных возражений - я ходил бы в Церковь, но меня оттолкнул священник, который сказал что-то не то, или газетная статья, в которой я прочитал о Церкви что-то плохое, или пожилая прихожанка, раздраженно просившая меня подвинуться. Такие вещи люди говорят довольно часто, и их объединяет общая черта - решение быть или не быть прихожанином Церкви за меня принимают другие. В этом случае я вижу себя пассивным, страдательным лицом - как бы щепкой в водовороте, траектория которой определятся течением и случайными столкновениями с другими щепками.
Поэтому первое решение, которое необходимо принять - не только для того, чтобы прийти в Церковь, но и для того, чтобы перестать быть жертвой других людей или обстоятельств вообще - это занять свое место на капитанском мостике. Вы можете принять решить идти или не идти в Церковь. Но прежде всего, важно определиться с тем, что это, в любом случае - Ваше решение. А дальше мы поговорим о том, на каких основаниях мы это решение принимаем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
часть 2 ПОТОМУ, ЧТО ЭТО - ИСТИНА
часть 3 О ПОСЛУШАНИИ ИСТИНЕ