Ввиду сходства между тем, что мы знаем об Иоанне Крестителе, и деятельностью кумранской общины возникает вопрос: не было ли между ними связи? Рассмотрим два основных сходства.

В пустыне иудейской

Согласно Луке, Иоанн жил в пустыне (см.: Лк. 1: 80;3: 2). Поскольку он крестил людей в реке Иордан, естественно предположить, что речь идет об иудейской пустыне, окружающей Мертвое море, куда втекает Иордан.

Это означает, что он жил в той же пустыне, что и кумраниты, и примерно в то же самое время. Поскольку их"монастырь" был одним из немногих мест, где можно было жить в пустыне, предполагается, что Иоанн наверняка был с ними знаком, а возможно, даже был членом их общины.

Конечно, не сложно допустить, что Иоанн знал о существовании Кумранского «монастыря». Но некоторые исследователи предполагали, что он был членом их группы и что его привели в Кумран уже в раннем возрасте. Аргументируется это предположение отсылкой к стиху из Евангелия от Луки: будучи еще ребенком, Иоанн «возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1: 80). Это утверждение можно сопоставить с тем, что говорит о ессеях Иосиф Флавий: «Они избегают брака, но принимают к себе чужих детей в том возрасте, когда те еще легко поддаются влиянию и обучению, и образуют их по своему собственному образцу» (Иудейская война, Книга 2, 8: 2). Эта теория привлекательна, но поднимает немало вопросов.

Пьер Франческо Мола. Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне. Ок 1650-55
Пьер Франческо Мола. Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне. Ок 1650-55

Греческий текст (Лк. 1: 80; 3: 2) не обязательно предполагает, что Иоанн был уведен в пустыню в детстве. Возможно, подразумевается, что в пустыне он обдумывал дело своей жизни, перед тем как начал крестить. Естественный же смысл рассказа о его рождении в том, что воспитывался он нормальным образом — своими родителями.

Маловероятно также, чтобы его родители поручили воспитание своего сына кумранским или подобным им сектам. Не только потому, что они так долго ждали ребенка, но и потому, что отец Иоанна, Захария, был священником — а кумраниты считали, что иерусалимские священники ненастоящие, коррумпированные. То есть к семейству Захарии община в Кумране была вряд ли дружелюбно настроена.

Следует также помнить, что иудейская пустыня большая, и не каждый, живущий там, обязательно должен был жить в Кумране. Берега Мертвого моря изрыты пещерами, представляющими собой идеальные убежища для отшельников, равно как и для зилотов, как это было после 70 г., когда Иерусалим был разрушен. Даже Иосиф Флавий сообщает, как он однажды встретил человека по имени Банус, живущего в одиночестве в пустыне:

«А в 16 лет мне захотелось познакомиться с нашими сектами, которых три — первая фарисеев, вторая саддукеев и третья эссенов, как мы много раз говорили: ибо так я полагал выбрать наилучшую, если узнаю все. Итак, ведя суровую жизнь и много потрудившись, я изучил все три, но, считая, что и этого опыта мне недостаточно, и узнав про некоего Бануса, который жил в пустыне, одежду себе находя на деревьях, а пищу — там, где ее произвела природа, и часто днем и ночью обливаясь холодной водой для очищения, я стал его подражателем. И проведя у него три года, и исполнив свое желание, я вернулся в город» («Жизнь Иосифа Флавия»).

Тех, кто склонен к отшельничеству, всегда привлекала подобная жизнь, и вокруг Мертвого моря в пустыне жило множество таких людей.

Крещение

Найти прямую связь Иоанна с ессеями не так просто — сравниваем ли мы их по стилю жизни или по тому, какие религиозные ритуалы они совершали. Мы знаем, что и кумраниты, и Иоанн использовали в ритуалах воду, но кроме этого мы мало что имеем сказать. Между крещением Иоанна и постоянными омовениями кумранитов очень большая разница.

Существенное различие в том, кем были участники ритуала: Иоанн крестил людей, желавших изменить свою жизнь, в то время как в кумранскую общину принимались только те, кто доказали, что они уже изменились. Посвящаемый часто должен был ждать год-два, прежде чем его допускали к обрядовому омовению в Кумране, тогда как Иоанн был готов крестить немедленно каждого, желавшего покаяться.

Был различен характер ритуала. Человек у Иоанна крестился раз и навсегда. Омовение в Кумране повторялось снова и снова. «Крещение» ессеев было средством регулярного очищения в жизни членов общины, а не ритуалом принятия в секту.

Различным был смысл ритуала. Крещение Иоанна составляло часть приготовления к приходу обетованного Богом Мессии. Омовения в Кумране не были связаны с ожиданием Мессии. Они были просто символическим выражением нравственной и духовной чистоты, которую община старалась сохранить среди своих членов.

Итак, был ли Иоанн членом секты Мертвого моря? Наилучший ответ таков: аргументы в пользу принадлежности Иоанна к кумранитам не очень серьезные; если даже когда-то он и был ее членом, то, когда начал свое общественное служение, изменил совершенно радикально свою позицию.


Был ли Иоанн Креститель членом кумранской общины?

Этот текст — отрывок из книги архимандрита Ианнуария (Ивливева) «Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность».

«Собраны во Имя Мое» — книга знаменитого библеиста, архимандрита Ианнуария (Ивлиева; 1943–2017), погружающая читателя в культурно-исторический и религиозный контекст времен земной жизни Христа. Автор предлагает взглянуть на Иисуса глазами Его современников и попытаться понять, кем Он был для Своих учеников, слушателей и гонителей. 

Христос прожил всего 33 года, но Его слова и идеи навсегда изменили мир, переформатировав мышление сотен поколений людей. Иисус и Его последователи были своего рода «революционерами», совершившими величайший религиозный и социальный переворот. Евангельские события сделали возможным возникновение новой общественной реальности, которая разительно отличалась от прежних иерархических схем древнего общества.

0
1
Сохранить
Поделиться: