Иоанн Предтеча нередко изображается с крыльями за спиной и с собственной отрубленной головой в руках. Что значит этот образ? Что за событие — усекновение главы Иоанна Предтечи? Рассказывает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Царь Ирод Антипа, обличаемый Иоанном в греховном поступке, заключил его в темницу. Однажды, во время пира, Ирод, желая угодить своей падчерице, обещал исполнить любое ее желание. Она же, посоветовавшись с матерью, потребовала принести ей сейчас же на блюде голову пророка Иоанна.
Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — рассказали об этом эпизоде практически одинаково. Обратимся для примера к повествованию апостола Марка:
Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк 6:17–29).
Откуда на иконе крылья у смертного человека?
Этот распространенный образ Иоанна Предтечи получил название «Ангел пустыни».
Крылья за спиной Иоанна Крестителя — это символ его равноангельского жития. Из Евангелия мы знаем, что Иоанн жил в пустынном месте, одевался в верблюжьи шкуры и питался акридамиСогласно одному из толкований, акриды — это плоды рожкового дерева; согласно другому — съедобная разновидность саранчи. — Прим. ред. и диким медом. Читая эти строки, мы представляем себе очень суровую, по сути, монашескую жизнь, которую вел пустынник и аскет Иоанн Креститель. Недаром Церковь считает его духовным покровителем и предтечей всех монашествующих. Не случайно и на иконе, о которой мы говорим, изображены пустыня и гора, а в руках у Предтечи хартияТак в древности именовались листы папируса. — Прим. ред. с надписью: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).
А библейской основой ангельского иконописного образа Иоанна Крестителя является известное место из книги пророка Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь (Мал 3:1). Сам Христос напрямую связывал это пророчество с Иоанном Предтечей (Мф 11:10 и Лк 7:27).
В тропаре, который обычно читается преподобным, есть такие слова: «Пустынный житель и в телеси Ангел». То есть монах, преподобный — одновременно и ангел, и человек; таково древнее церковное понимание сути монашества. Именно это сходство с ангельским образом жизни и отражено на иконе.
Какая потрясающая богословская мысль кроется за образом «Ангела в пустыне»?
Образ «Ангел в пустыне» появляется примерно в XIII веке и становится особенно распространенным в XIV веке. В России его писал, например, Феофан Грек. Как раз в то время оформляется богословское учение исихазма (от греч. ἡσυχία — тишина, молчание), говорящее о возможности преображения, обóжения человека. Святитель Григорий Палама окончательно сформулировал мысль, высказанную еще в VII веке Максимом Исповедником, о том, что человек в состоянии вступить в непосредственное общение с Богом через Его нетварные энергии, в состоянии увидеть Фаворский свет.
А по словам жившего совсем недавно, в XX веке, преподобного Иустина (Поповича), все благовестие Ветхого Завета состояло в том, что человек — это икона Божия, созданная по образу и подобию Бога (ср.: Быт 1:26, 27). Благовестие же Нового Завета задает новый, гораздо более высокий идеал богочеловека. После воплощения Христа задача человека — не просто хранить в себе образ и подобие Бога, но раскрыть их до конца, последовать за Христом и стать богочеловеком. Как писали еще раньше святые Афанасий Великий и Ириней Лионский, Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом.
Образ Иоанна Предтечи, аскета и отшельника, как нельзя лучше подходит для выражения этой идеи.
Так почему Иоанн Предтеча изображен с отсеченной главой в руках — при том, что на плечах у него живая голова?
Любая икона являет нам преображенный лик. Ее задача — не отразить историческое событие как можно детальнее и точнее, а запечатлеть его в вечности. И на этой иконе мы видим Иоанна Предтечу уже преображенного: он казнен, но он же и воскрешен. Он как бы предвосхищает воскрешение умерших.
Глава, которую Иоанн держит в руках, символизирует, во-первых, жертву за Христа, которую он принес как мученик.
Но есть и важное «во-вторых».
Всюду, во всех иконографических образах Иоанна Крестителя подчеркивается его служение именно как Предтечи Христа, то есть того, кто предшествует Господу, пролагает для Него путь. Эта его роль хорошо выражена в собственных словах Предтечи, сказанных о Христе: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (Ин 1:30).
Предтеча предшествует Господу во всем: он приходит на берег Иордана с проповедью, предваряя проповедь Христа; он становится первым мучеником за Христа; после смерти он спускается во ад, чтобы возвестить томящимся там душам о скором снисхождении во ад Христа и их освобождении…
И отрубленная глава в руках Крестителя тоже символизирует его связь со Христом. Нередко она изображается лежащей в Евхаристической чаше, а иногда — на более поздних изображениях — мы видим в руках Предтечи даже не главу, а Агнца, то есть образ Самого Христа. Так иконописец выражает мысль о том, что и Христос будет принесен в жертву.
Иоанн Предтеча действует здесь как пророк, он словно говорит: как я стал жертвой, так и Христос принесет Себя в Жертву. Хотя, конечно, Жертва Христова, искупившая весь мир, не равноценна жертве, которую принес Иоанн Предтеча.
Христос говорит об Иоанне Предтече: «бóльший всех пророков». Получается, что Иоанн выше всех — Исаии, Авраама, Моисея, Давида! Но, продолжает Христос, меньший в Царстве Небесном больше его (ср., напр., Мф 11:11). Служение Иоанна Крестителя предвосхищает служение Самого Христа, он воистину Предтеча, но сам он еще остается в Ветхом Завете.