Вопрос читателя:
Здравствуйте! У меня абсолютно теоретический вопрос. Будет ли крещён человек, если его крестит некрещёный, не христианин: При этом он 1. Правильно произнесет крещальную молитву, 2. Троекратное погружение, 3. Будет желать именно покрестить, чтобы крещаемый действительно стал крещёным христианином. Вопрос теоретический, для случаев «смертного страха ради». Наши братья старокатолики говорят, что да, будет действительно крещение.
Александр
Ответ священника:
Здравствуйте, Александр!
Действительно, вопрос сугубо теоретический и он напоминает мне популярный средневековый вопрос, сколько ангелов могут стоять на кончике иглы. Но давайте попробуем разобраться.
Да, Таинство Крещения «страха ради смертного», то есть в тяжелой жизненной ситуации, при нахождении перед лицом смерти, может совершить любой православный христианин. При этом надо лишь правильно произнести формулу Крещения: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». И этот человек будет считаться крещеным.
Вы говорите про совершение Крещения «в силу совершенного действия», то есть, так как веруют старокатолики. Хотя тут надо заметить, что и как католики тоже. Что такое «ех ореге operato» («в силу совершенного действия»?). Это вера Католической Церкви в то, что Таинство совершается не в силу молитвы священника, не благодаря его духовной жизни, а в силу некоей власти, которую Бог дал Апостолам и через них — Церкви. Да, это очень грубое описание этой сложной богословской проблемы, и вообще богословие Таинств — это один из сложнейших пунктов разногласий между православием и католицизмом.
Да, мы не ставим в качестве «условия совершения» (опять католическая формулировка, простите) личное духовное совершенство пастыря. Сам текст Божественной Литургии напоминает о недостоинстве священника и просит Бога совершить Таинство Тела и Крови вне зависимости от степени морального совершенства иерея.
«Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы» — молится священник перед Херувимской песнью.
И также в Литургии святителя Василия Великого есть прекрасные слова: «И да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров».
Иначе говоря, Православная Церковь не поддерживает учение о совершении Таинства «в силу совершенного действия», видя в этом некий элемент магизма. То есть прочитал формулу – и человек крещен. Так это не работает. Хотя вновь подчеркну мысль, что в нашем богословии вопрос «как это работает» не имеет однозначного ответа, и молитвенный опыт Церкви всегда напоминает о некоем соработничестве Бога и человека. На великопостной Литургии мы слышим слова, что «Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы». Святитель Филарет Московский обращался к Богу такими словами: «Научи меня молиться. Сам во мне молись». На «Фоме» есть прекрасный ответ на вопрос именно об этой молитве.
Таким образом, если некрещеный человек попробует совершить Крещение, то оно не будет действительным.
И самый последний аргумент — это просто логика. Как может сделать христианином человек, который сам не христианин? Как он может крестить во имя Святой Троицы, если сам не верит в Нее или верит иначе?

