Побороть страхи из-за распространения в мире коронавируса и опасности заразиться им поможет деятельное противостояние страсти уныния и искреннее обращение ко Христу, такой совет дал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, недавно сам перенесший эту инфекцию.
– Уныние называют всецелой погибелью. Есть страсти, которые отчасти захватываю душу, и душа может с ними бороться, им противостоять. А когда подступает уныние, то происходит полное расслабление, ты вообще ничего не можешь … В наше время карантинов и изоляций все мы стали отчасти отшельниками, поэтому уныние разгулялось вовсю, – заметил владыка Пантелеимон в интервью порталу «Милосердие.ru».
Архипастырь признался, что когда недавно сам болел коронавирусом, его тоже охватило уныние.
– Эти красивые слова о том, что все мы должны хранить мир в сердце, я написал перед началом своей болезни, а оказавшись внутри нее, просто не знал, что мне делать, начал отчаиваться, – сказал епископ.
В такой ситуации, как считает владыка Пантелеимон, важно деятельное противоборство этой страсти. В частности, по совету преподобного Евагрия необходимо «разделить свою душу надвое».
– Разделить свою душу надвое и противостоять этой волне уныния должен уметь каждый человек. Он не должен принимать себя таким, какой он есть, он должен в себе что-то ненавидеть, что-то отбрасывать, с чем-то бороться. И быть в этом не просто упорным, а упрямым, простите, «упертым». Не сдаваться. И как бы ни охватывала эта безнадежность, этот бесконечный ужас, тем не менее, нужно им противостоять, – подчеркнул епископ Орехово-Зуевский.
Также владыка Пантелеимон отметил, что бороться с унынием можно разными способами, например, читая Евангелие, вспоминая чудеса из собственной жизни или эпизоды из жизни святых. Кроме того, добавил он, важно помогать друг другу.
И, конечно, как считает архипастырь победить страхи перед коронавирусом и уныние поможет искренне обращение ко Христу.
В этой связи архипастырь привел слова подвижницы XIX века – схимонахини Ардалионы, старицы Усть-Медведицкого монастыря:
«Всей немощию души своей я осознавала, что ни на себя и ни на что свое я не могу надеяться. Что ничто мне не поможет в моем спасении, ничто не спасет моей души от ее собственной нечистоты и несовершенства. Всем существом своим я верила, что Господь один и сила Его благодати может меня спасти, просветить, очистить и усовершить мою душу. Может дать силу ей внимать Его слову, разумевать и исполнять Его заповеди. И эта сила будет Его сила, во мне действующая, а не моя. Я же и все мое навсегда остается немощным, безжизненным, беспомощным».
– Вот это осознание своей собственной беспомощности, осознание своего несовершенства, своей немощи необходимо для того, чтобы обратиться ко Христу, – отметил епископ.
В целом, как заключил архипастырь, «если мы знаем, что есть Бог, если мы действительно в это верим, мы не должны забывать, что Он без нас может позаботиться обо всем, чем занимаемся мы, и обо всех, кому мы стараемся помочь» и «эта надежда помогает спокойно отнестись ко всему, что с нами еще случится в этой жизни».