Болезнь может быть вызвана разными причинами. В большинстве случаев заболевания становятся следствием нездорового образа жизни человека, который в том числе связан и с совершением определенных грехов. Курильщик заболевает раком легких, пьяница получает проблемы с печенью, у обжоры нарушается обмен веществ и развивается ожирение, а ленивый человек, пренебрегающий своей физической формой, страдает от сердечной аритмии. Многие болезни имеют психосоматическую природу и коренятся в душевной, психической организации человека.
Но это не всегда так. В ряде случаев болезнь действительно посылается человеку как будто бы из ниоткуда. Когда ученики спросили Иисуса о слепорожденном: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? — Господь ответил: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:2-3). К славе Божией обернулись болезнь и смерть Лазаря (Ин 11:4). Апостол Павел, страдавший неким тяжелым заболеванием, так объяснял, почему Бог не внял его молитвам о выздоровлении: чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня (2Кор. 12:7).
Из истории мы знаем много примеров, когда святые люди были подвержены тем или иным недугам. Тимофей, ученик апостола Павла, страдал какой-то болезнью желудка (1 Тим 5:23). Святителя Иоанна Златоуста постоянно мучили желудочно-кишечные боли и лихорадка. Святитель Василий Великий, часто и подолгу болевший, подробно рассказывал о своих болезнях в письмах: «...она (болезнь) неотлучна со мною с раннего возраста и до этой старости, вместе росла и учит меня по праведному суду все устрояющего Бога. (...) А тело у меня совершенно отказалось служить, даже и малейшего движения не могу переносить без боли», — писал он. Болезнь стала причиной ухода Александра Гренкова — будущего преподобного старца Амвросия Оптинского — в монастырь. На последнем году учебы в Липецком духовном училище он тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления принять монашеский постриг.
Таким образом, и праведный человек, находящийся в непосредственном общении с Богом, может страдать от болезней. Болезнь — это не знак отверженности Богом. Напротив, она может стать своего рода средством для духовного возрастания, преодоления каких-то пороков, обретения опыта упования на Бога, смирения и терпения. Важно, чтобы человек сам понял это. Тогда вместо ропота и отчаяния в его сердце поселятся смирение, упование на волю Божию и даже, сколь это ни покажется странным, благодарность Творцу за то, что через болезнь он смог осознать что-то очень важное лично для него. Например, научился через свою болезнь сочувствовать бедам других или использовал ее, чтобы дать пример веры и терпения окружающим. Поэтому иногда правильнее задаваться вопросом «для чего?», а не «за что?» дана мне болезнь.
Бог стремится к тому, чтобы привести людей к вечной радости и подлинному счастью. Рассуждая о происходящем с нами и вокруг нас, глядя на несчастья и страдания других, важно понимать, что цель жизни христианина — не сохранение здоровья, не стяжание временных благ, но вхождение в Царство Небесное, которое находится не где-то по ту сторону жизни, а рядом, даже внутри нас. Таким образом наше исцеление и наши болезни находятся в прямой зависимости от этой главной цели — нашего спасения и вечного блага.