Болезнь — это наказание за грехи? Если я болею, значит ли это, что Бог забыл обо мне? – Православный журнал «Фома»
Болезнь — это наказание за грехи? Если я болею, значит ли это, что Бог забыл обо мне?

Болезнь — это наказание за грехи? Если я болею, значит ли это, что Бог забыл обо мне?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Болезнь может быть вызвана разными причинами. В большинстве случаев заболевания становятся следствием нездорового образа жизни человека, который в том числе связан и с совершением определенных грехов. Курильщик заболевает раком легких, пьяница получает проблемы с печенью, у обжоры нарушается обмен веществ и развивается ожирение, а ленивый человек, пренебрегающий своей физической формой, страдает от сердечной аритмии. Многие болезни имеют психосоматическую природу и коренятся в душевной, психической организации человека.

Но это не всегда так. В ряде случаев болезнь действительно посылается человеку как будто бы из ниоткуда. Когда ученики спросили Иисуса о слепорожденном: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? — Господь ответил: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:2-3). К славе Божией обернулись болезнь и смерть Лазаря (Ин 11:4). Апостол Павел, страдавший неким тяжелым заболеванием, так объяснял, почему Бог не внял его молитвам о выздоровлении: чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня (2Кор. 12:7).

Из истории мы знаем много примеров, когда святые люди были подвержены тем или иным недугам. Тимофей, ученик апостола Павла, страдал какой-то болезнью желудка (1 Тим 5:23). Святителя Иоанна Златоуста постоянно мучили желудочно-кишечные боли и лихорадка. Святитель Василий Великий, часто и подолгу болевший, подробно рассказывал о своих болезнях в письмах: «...она (болезнь) неотлучна со мною с раннего возраста и до этой старости, вместе росла и учит меня по праведному суду все устрояющего Бога. (...) А тело у меня совершенно отказалось служить, даже и малейшего движения не могу переносить без боли», — писал он. Болезнь стала причиной ухода Александра Гренкова — будущего преподобного старца Амвросия Оптинского — в монастырь. На последнем году учебы в Липецком духовном училище он тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления принять монашеский постриг.

Болезнь — это наказание за грехи? Если я болею, значит ли это, что Бог забыл обо мне?

Таким образом, и праведный человек, находящийся в непосредственном общении с Богом, может страдать от болезней. Болезнь — это не знак отверженности Богом. Напротив, она может стать своего рода средством для духовного возрастания, преодоления каких-то пороков, обретения опыта упования на Бога, смирения и терпения. Важно, чтобы человек сам понял это. Тогда вместо ропота и отчаяния в его сердце поселятся смирение, упование на волю Божию и даже, сколь это ни покажется странным, благодарность Творцу за то, что через болезнь он смог осознать что-то очень важное лично для него. Например, научился через свою болезнь сочувствовать бедам других или использовал ее, чтобы дать пример веры и терпения окружающим. Поэтому иногда правильнее задаваться вопросом «для чего?», а не «за что?» дана мне болезнь.

Бог стремится к тому, чтобы привести людей к вечной радости и подлинному счастью. Рассуждая о происходящем с нами и вокруг нас, глядя на несчастья и страдания других, важно понимать, что цель жизни христианина — не сохранение здоровья, не стяжание временных благ, но вхождение в Царство Небесное, которое находится не где-то по ту сторону жизни, а рядом, даже внутри нас. Таким образом наше исцеление и наши болезни находятся в прямой зависимости от этой главной цели — нашего спасения и вечного блага.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (49 голосов, средняя: 4,88 из 5)
Загрузка...
25 сентября 2021
Поделиться:

  • Catilina
    Catilina2 недели назадОтветить

    Да и живите себе на здоровье в мире Ваших иллюзий и шатких умозрительных конструкций, Денис. Собственно ... почему бы и нет?

  • Catilina
    Catilina2 недели назадОтветить

    Денис, Вам писали уже многие админы на этом сайте, и я тоже - Вы абсолютизируете Ваш вообщем-то очень ограниченный опыт, натягивая его на весь мир и на этом шатком мостике строите разные конструкции. По словам моей бабушки, родившейся в 1906 году и пережившей с 6 детьми на руках немецкие бомбежки и голод 1941 года (они в ту зиму выкапывали замершие картошки и запекали их на горячем протвине в печи, (поскольку немцы стояли в двух шагах, и подвоз продуктов в предполагаемую зону оккупации прекратился) никто из детей не болел, ни чихнул ни разу, никакой диареи. И тем более не умер никто. Кстати, и в ее семье, где количество детей было 12 (мой прадед овдовел и женился во второй раз) тоже никто из младенцев не умирал. Вот что делает сила веры верных и Божье благословение. Что касается абортов - с точки зрения физиологии это катастрофа. И эту катастрофу советские некрещенные женщины повторяли вновь и вновь, изгаляясь над своим собственным телом в попытках удержать никчемного самца у своей юбки. Какого же здоровья Вы ожидаете у их потомков? Кстати, Вам бы Ваших родственников поподробнее распросить о ваших общих предках. Возможно, скрытый замысел Всемогущего о Вас в том числе станет для Вас явным. И Ваш ропот против Него прекратится.

    • Анна
      Анна5 дней назадОтветить

      Я с вами в принципе согласна. Но за что посылается (для чего?) болезнь ребёнку, рождённому от матери, которая абортов не делала? Я сама - такой больной ребёнок. родилась здоровой. Но потом - прививка и как осложнение - системное заболевание ревматоидный полартрит. Живу с этим всю жизнь. Мучаюсь сама и родители со мной (глубокая физическая инвалидность). Удовлетворяющего меня ответа не нахожу.

    • Денис
      Денис2 недели назадОтветить

      Вера во всемогущество Отца и отталкивает сильнее всего от Бога. Если Бог истинно всемогущий, то ответственен за всё. Все хорошее вместе со всем плохим происходит по Его воле или по попущению. Вера во всемогущество Творца исключает настоящую любовь к Нему. Ибо так называемая "любовь раба" густо замешена на страхе, а в основе "любви наёмника" лежит корысть. Наш мир полон зла, полон страданий невинных. Мы сами такие грешники, что мало кто из взрослых людей рискует в полной мере признаваться в своих грехах даже на исповеди. Так ещё великий психолог Зигмунд Фрейд доказал, что сексуальные меньшинства суммарно на самом деле являются большинством и речь не о таких мелочах, как рукоблудие. Просто в обществе верующих принято держать свои сексуальные фантазии в узде. В Америке неверующих ещё максимум треть, а содомию со скотоложеством уже и в армии разрешили. Люди в своём большинстве - это нравственные чудовища, демоны во плоти и хорошо, если демоны похоти. Всё же похоть - это низшая разновидность любви. Если мы венец творения, если мы созданы по образу Божьему, что за Творец нас создал?

    • Денис
      Денис2 недели назадОтветить

      Я понимаю ограниченность своего опыта, даже ограниченность опыта нашего рода. Поэтому сверяю её со статическими данными. "На первом году жизни в конце XIX века в Европейской России умирало почти 30% мальчиков, в том числе 35% у русских, а до 6 лет доживало соответственно 56% и 50% новорожденных", - Источник: Миронов Б. Н. "Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII - начало XX века". Так, что там делает сила веры верных и что сделала советская медицина?
      Я это не к тому, что советская медицина сделала однозначно хорошее. По себе знаю, как тяжко живётся инвалидам с детства больным с рождения своего. Однако правды признаю, что советская медицина сотворила чудо. Советская медицина пошла против природы и превзошла её!

  • Денис
    Денис2 недели назадОтветить

    Catilina, по словам моей прабабушке родившейся ещё при царе Николае Втором. Во времена её детства умирал каждый второй ребёнок. Естественный отбор работал, а ныне детская смертность составляет считанные проценты. Ещё зачастую и экология отвратительная. Хотя и указанный вами фактор вполне возможно усугубляет ситуацию с общественным здоровьем на Руси.
    Нравственная претензия к Богу состоит в том, что с какой стати больных детей без вмешательства цивилизации отсеивает столь жестокое средство, как естественный отбор?
    Милосерднее было бы, согрешил, стал бесплодным. Тогда вместо потомства грешных Адама и Евы на Земле жили бы какие-нибудь там белые гномы твердокаменные в своей верности Творцу. Так апостол Лука свидетельствует: "Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму".

  • Catilina
    Catilina2 недели назадОтветить

    Денису - ну если Вам так нужен крайний, то вот Вам мое субъективное мнение. В России причина болезни многих ставших взрослыми детей это бесконечные аборты их советских еще матерей, о которых те помалкивали в тряпочку. Дети таких женщин появляются на свет или очень слабыми, или даже нежизнеспособными. Противозачаточные таблетки абортивного действия, заменившие откровенные оперативные аборты у нынешних молодых женщин, имеют тот же эффект - аборт в любой форме ведет к ослаблению жизнеспособности потомства.

    • Наталья
      Наталья2 недели назадОтветить

      И средневековое мышление встречается в наши дни. Во всем виноваты аборты. Ясно. А если тяжело больной ребенок родился у не делавшей аборта матери? Сбой системы? Вынос шаблона?

      • Денис
        Денис2 недели назадОтветить

        Наталья, полноценно православное (средневековое) мышление ныне встречается редко. Так моя прабабушка на вопрос, как при царе матери мирились с высокой детской смертностью отвечала: "Бог дал, Бог взял". Ныне же торжествует имитационное православие. С одной стороны ревностное исполнение обрядов, масса средневековых суеверий. С другой стороны вполне себе либеральные малодетность вплоть до бездетности без уважительных причин вроде слабости здоровья со склонностью к разводам без малого на уровне неверующих сородичей. Не знаю, как такое двоемыслие отражается на физическом здоровье, но для психики оно вредно. Ложь напрягает, в особенности тяжело систематически лгать самому себе о чём то важном. Психологически тяжело обманывать себя и окружающих насчёт своей мнимой ревности в вере. В храмах обычно тяжёлая атмосфера. Так в моем бывшем храме люди обычно оживлялись лишь к моменту наступления общей трапезы. Нас радовало насыщение, возможность поговорить после молчания на службе. В итоге я порою пропускал и причастие, лишь бы хватило сил общей трапезы дождаться с её искренними улыбками 🙂

  • Галина
    Галина2 недели назадОтветить

    болезнь это процесс адаптации к сложному контексту очень многих факторов, которые во многом не очевидны для болеющего, наследственность, перенесенное лечение, действующие факторы, бытовые условия и т д, а есть взгляд в эпоху потребления, что болезни просто помеха нашему активному участию в жизни, в какой то мере грехи способствуют болезням, особенно блудный грех, не всегда личный и предков тоже, есть законы развития болезней, такие ;t объективные как сила тяжести, если их не знать, то жизнь полна несправедливости

Загрузить больше комментариев