Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Как ни странно, в Евангелии совсем немного мест, повествующих о Божией Матери. Если исключить самые первые главы Матфея и Луки — о Рождестве и детстве Спасителя, — останутся буквально считанные эпизоды: брак в Кане Галилейской и осторожное обращение Матери к Сыну: вина нет у них (Ин 2:3), мимолетное появление в одной из синагог Капернаума и попытка вызвать Иисуса наружу…

И — подножие Креста, на который обрекла Ее Сына толпа озверевших людей.

А за тридцать с лишним лет до этого дня Пресвятая Дева услышала и хорошо запомнила одно пророчество. Это было здесь же, в Иерусалиме. Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса в Храм, чтобы совершить положенный обряд — посвятить своего первенца Богу. В Храме их уже поджидал древний старец Симеон. Первым делом он возблагодарил Бога за возможность лицезреть родившегося Спасителя мира, а затем обернулся к Матери и сказал: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:29, 34–35).

Это пророчество сбылось здесь, у Креста. На нем распяли Того, Кто был не только Сыном Божиим, но и Сыном человеческим, плотью от ее плоти. Его она носила на руках и прижимала к сердцу. И когда римские солдаты вбивали гвозди в Его руки и ноги, они попадали в ее сердце.

Но Богородица была готова к этому испытанию. Она была готова ко всему с того дня, когда Архангел Гавриил явился известить Ее о зачатии Младенца, который будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк 1:32–33). Тогда Мария произнесла: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38). В этот момент она сделала свой выбор, которому осталась верна до конца.

Это был, по словам священномученика Григория (Лебедева), «сознательный, смиренный отказ от своих целей, своих путей и даже своих желаний и мыслей, если они идут вразрез с Божиим господством». Потому мы и видим Богородицу на страницах Евангелия так редко: у Нее не было ни интересов, ни путей, ни занятий, отдельных от жизни ее Сына. Неприметной тенью следовала она за Ним. Неизвестно, когда именно Пресвятая Дева пришла в Иерусалим — вместе с Иисусом или отдельно от Него, но на Голгофе мы видим ее рядом с Сыном.

Из всех евангельских героев Богородица оказалась единственной, кому в эти трагические дни не пришлось делать выбор. Он был сделан давно, раз и навсегда.

И когда Христос воскрес, а сорок дней спустя вознесся на Небо, она продолжала смиренно служить своему Сыну, путешествуя по свету и проповедуя о Нем наряду с апостолами.

1
11
Сохранить
Поделиться: