Anefo / Croes, R.C. — [1] Dutch National Archives, The Hague, Fotocollectie Algemeen Nederlands Persbureau (ANEFO), 1945-1989 Bestanddeelnummer 934-3497

"Благая пустота" Иосифа Бродского

Если меня спросят – кто твой любимый поэт, – то Бродский, безусловно, окажется в числе первых имен, которые я назову, даже если меня разбудить этим вопросом поздно ночью.

Но если меня при этом спросят – что же именно мне нравится в его творчестве, я назову все что угодно – потрясающую эрудицию автора, чувство слова, ритма, невероятную поэтическую технику, аллитерации, неожиданные рифмы и аллюзии. Все что угодно, но только не тот дух, в котором оно было создано. Потому что унылый он, этот дух

Навсегда расстаемся с тобой, дружок.
Нарисуй на бумаге простой кружок
Это буду я: ничего внутри
Посмотри на него и потом сотри.

На мой взгляд, потрясающе сильные строки. Только грустно это. Бродский вообще очень грустный. Всё время точен, всё время навыхлест… Только выхлестывает у него почему-то сплошная меланхолия и скепсис. Хотя, мне приходилось сталкиваться с мнением о том, что в этих строках – некая перекличка с учением о Дао, о некоей «благой пустоте». Возможно, так и есть, не берусь судить. Но вся штука в том, что Бродский-то ведь в своих культурных корнях - европеец до мозга костей, и – христианин по вере. А для европейца-христианина пустота отнюдь не символ освобождения от сансары, а напротив - символ отрицания всех положительных смыслов бытия. Поэтому, в устах Бродского и это звучит как некий скепсис, отрицание, не предлагающее ничего взамен. Как некое сомнение в собственной вере в благого Бога. Хотя, есть у него и такие слова:

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность

Вроде бы, верно. Но ведь – одна лишь строчка. Которая выглядит неубедительно даже на фоне одного этого стихотворения. А уж на общем фоне его творчества – и подавно. Почему – благодарность? За что? Кому? Все – без ответа. Просто – строчка. Выпадающая из контекста.

Конечно, в каждом человеке есть, как это называют психологи, несколько субличностей. И такую сложную фигуру как Бродский наивно было бы мерить портновским метром. Там, конечно же, много всякого, в его творчестве. И все же, если бы мне предложили определить творчество Бродского одной фразой, я бы сказал, что это - унылый скепсис, виртуозно описанный гением. Вообще, чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что гениальность человека, не уповающего на Бога, прямо пропорциональна величине его пессимизма. Чем глубже такой гений вглядывается в мироздание, тем меньше смысла он в нем видит. Да и откуда взяться оптимизму? Оптимизм (от лат. optimus — «наилучший») — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. А на какое лучшее будущее указует Бродский своим творчеством? Что каждому из нас в итоге рот забьют глиной? Перспектива, прямо скажем, не очень веселая.

Видимо, все же следует признать, что даже самая высокая степень поэтической одаренности, самый высокий уровень техники стихосложения, является для поэта лишь средством, инструментом, с помощью которого он озвучивает свои духовные переживания. А вот качество этих переживаний зависит уже не от техники или одаренности. Оно зависит от веры, от тех конечных, главных и последних смыслов, надежд и чаяний, которые человек хранит в сокровенной глубине своего сердца. И в этом смысле мне куда ближе безыскусные и простенькие в сравнении с великолепной поэзией Бродского строки иеромонаха Романа Матюшина:

Никто у Бога не забыт,
Никто не сирота.
Всех неотпетых озарит
Созвездие Креста.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (30 голосов, средняя: 4,73 из 5)
Загрузка...
13 августа 2015
Поделиться:

  • Ольга
    Ольга4 месяца назадОтветить

    «БЛАГАЯ ПУСТОТА», возлюбленная Александром Ткаченко»

    Главное, за что мы припадаем к творчеству поэта или отдельному поэтическому шедевру - это их дух. Как часто мы определяем свои предпочтения: «моего» или «не моего духа», и если припадаем, значит - «моего».
    Вот и Александр Ткаченко, порицая «за унылость» дух поэзии И.Бродского, припал: «хоть поздней ночью разбуди», сам себя обличая. Значит, зовёт, тревожит, будит, потрясает этот «унылый» дух, высокую глубину которого - да постигнем.
    «Но пока мне рот не забили глиной», - что это, как не откровение создания скудельного. В цитируемых строчках узрим нового Иова: «Вспомни, что Ты как глину обделал меня, и в прах обращаешь меня» (Иов, 10:8), но из уст моих будет раздаваться «лишь благодарность».
    А солидарность И. Бродского «с горем»: «только с горем я чувствую солидарность», - точное исполнение слов Спасителя: « в мире скорбни будете» (от Иоанна, 16:33) . И потому «благая пустота» поэта – выражение нищеты человека перед Величием Творца, ничтожность его на фоне Вселенской Симфонии. Термин же «ничтожность», смеем мы утверждать, - к творчеству величайшего Бродского и вселенной его души, как некоего божественного оргАна , - не имеет никакого отношения. Здесь снова слышим благодарность за Дар: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8) «Ничего внутри» - «нищ и убог есмь аз» (Пс.85), - признание поэтом своего творчества - Даром, врученным Творцом своему избраннику, мужу « по сердцу».
    Кто же впервые был назван «мужем по сердцу»? (Деяния, 13:22)- Несравненный Давид, изобразивший нам всю палитру человеческих чувств, и на протяжении тысячелетий оживляющий своими богодухновенными псалмами весь человеческий род.
    Так и гений Иосифа Бродского оживляет нас:
    «Он шел по пространству, лишенному тверди,
    он слышал, что время утратило звук.
    И образ Младенца с сияньем вокруг
    пушистого темени смертной тропою
    душа Симеона несла пред собою,
    как некий светильник, в ту черную тьму,
    в которой дотоле еще никому
    дорогу себе озарять не случалось.
    Светильник светил, и тропа расширялась».

  • Геннадий Руткевич, г. Минск
    Геннадий Руткевич, г. Минск5 месяцев назадОтветить

    Христос Воскрес! Абсолютно-точная характеристика! И даже его знаменитые Рождественские стихи, не проникают вглубь - красивые и точные исторические события и не больше. Даже у Есенина, при всём его пессимизме и хулиганстве, можно услышать в стихах (к сожалению немногочисленных)сердцем то всё Главное.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков5 месяцев назадОтветить

      Есть и у него яркие строки, вовсе не пустые. "В Рождество все немного волхвы", например, -- стихотворение очень ясное и настаивающее, что даже несознательное пьяное новогоднее празднование в итоге славит Спасителя. И это в начале самидесятых ведь было написано, сразу после ссылки. Перечитайте. Очень сложно творчество любого автора оценить и охватить целиком.

  • Татьяна
    Татьяна7 месяцев назадОтветить

    Большое спасибо за статью! Мне очень понравилась. Я только хочу сказать, что еврей Бродский любил Россию так, как мало русских её любят. Прочтите всего одно его стихотворение : " На независимость Украины." Там не о Украине, там каждая строчка о безмерной любви к России, там такая боль в сердце поэта, за предательство Украиной России, что даже если бы Бродский написал только одно это стихотворение, его можно было бы уже назвать гением.

  • Максим
    Максим5 лет назадОтветить

    Прочёл с удовольствием, и со многим согласился бы. Но для меня главное в Бродском, что он НЕ русский поэт, всё остальное вторично...
    Неожиданно открыл в А. Ткаченко хорошего литературного критика, с чем его и поздравляю! Ждём новых текстов о поэтах и прочих мастерах пера.

  • Ксения
    Ксения5 лет назадОтветить

    Спасибо Вам, Александр, за Ваши рассуждения! Очень познавательно и про Бродского, и про Стругацких! Но, простите за наглость, очень хотелось бы знать Ваше мнение об Асадове и Заболоцком, недавно познакомилась с их стихами, в них, мне кажется православие, а сами они не считали себя христианами!

  • Ольго
    Ольго5 лет назадОтветить

    "мне куда ближе безыскусные и простенькие в сравнении с великолепной поэзией..."

    Ведь и с людьми так же: с простыми скромными добрыми верующими людьми теплее, чем с напыщенными эгоистичными, возводящими смертные грехи в достоинства, интеллектуалами-атеистами.

Загрузить ещё