29 апреля 2019

Библиография. «Фома» №4(204) – апрель 2020

Содержание номера - "Фома". Православный журнал для сомневающихся. - №4(204) – 2020.

1-я страница обложки: На темно зеленом фоне — белый распускающийся цветок магнолии. Ниже надпись: ХВАТИТ БОЯТЬСЯ, где буквы ХВ — красного цвета (остальные - белые):  Внизу страницы написано:  ПАСХА: ГЛАВНЫЙ ВИРУС УЖЕ ПОБЕЖДЕН. Слово ПАСХА выделено красным  (см. рубрики «Пролог» /С.2/, «Даты месяца» /С.4-5/,  в разделе «Вера» - большой материал «Герои и антигерои Страстной седмицы» /С.28-45/ и «Чувство Пасхи. Фотофестиваль» /С.46—50/, в рубрике «Школа «Фомы». Книга» - публикация: «Пасха Фауста». Отрывок из трагедии Гёте «Фауст» в переводе Афанасия Фета /С.86-87/).

Пролог:

(на заставке — фото Татьяны Матаевой)

Мариэтта Шагинян. Воскресение («Уже снега сползли к оврагу...»).Стихотворение// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: апрель// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

3 апреля. День памяти преподобного Серафима Вырицкого. [Внучка подвижника вспоминала: «В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла         небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим...»]. Ил.: Преподобный Серафим Вырицкий.       Фотопортрет.   - С.4;

7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. [Название этого праздника происходит от слов «благая весть». Архангел Гавриил был       послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать     от Духа Святого и родить младенца. Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Далее - текст молитвы «Богородице          Дево, радуйся...»]. Ил.: Благовещение. М. В. Нестеров, 1901. - С.4;

13-18 апреля. Страстная седмица. [Страстная седмица —       предшествующая Пасхе неделя, во время которой вспоминается Тайная Вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название «Великие»]. Фото Владимира Ештокина. - С.4;

19 апреля. Воскресение Христово. [Патриарх Кирилл, из проповеди после литургии в Храме Христа Спасителя, 28 марта 2010 года: «Почему мы     называем Христа разрушителем смерти? Потому что Он, спустившись в шеол, в ад после Воскресения, вывел оттуда праведников. Замечательная византийская фреска, которая до сих пор чудом сохранилась в Константинополе, показывает, как Христос берет за руку Адама и буквально выхватывает его из объятий ада...»]. Ил.: Сошествие  Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь, XIV в.; Патриарх Кирилл.  Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. - С.5.

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. Есть идея? [«Когда в университете я готовил курс основ русской культуры для иностранцев, обратил внимание: мы говорим “русская идея”, но “американская мечта”. Тут можно, конечно, поиронизировать, что, мол, русские не мечтают, а у американцев нет идей. И все же — не случайно русские в мировой культуре ассоциируются с Толстым и Достоевским, а американцы дали миру именно american dream – массовую культуру от бигмаков до Голливуда. Но если американская мечта и сегодня живее всех живых и уже давно перестала быть направляющей силой для одних только американцев, то с идеей всё, мягко говоря, не так радостно. Об этом очень точно сказал в одной из недавних проповедей Патриарх Кирилл: «Христианская вера сегодня подвергается очень сильной деформации, потому что глобализирующееся общество не нуждается в идее, оно нуждается в чем-то другом». ...действительно, создан новый тип общества, которое прекрасно понимает слово «успех», а идея, не конвертируемая в атрибуты этого успеха, выносится за рамки достойных заботы прогрессивного человека тем. <…> Что же делать? ...»]. Фото свящ.  Игоря Палкина и фото lori.ru// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Парсуна номера:

«Парсуна» - так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. Вэтом номере «Фомы» - фрагменты «парсуны» Владимира Хотиненко, режиссера множества известных и любимых зрителями фильмов, таких как «Бесы», «Достоевский», «Поп», «Масульманин» и др.

Владимир Хотиненко: «Внутренний голос сказал мне: если не крещусь — пропаду!». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны». [Основные мотивы беседы (в заголовках коротких глав): Страдание — очевидное, но вовсе не единственное условие обретения веры; Восьмидесятые годы, веду жизнь достаточно свободную, разгульную, якаю, в общем, совершаю глупости — на следующий день о них вспомнить стыдно; Я сначала не очень часто ходил в церковь, может, раз в месяц; Всякий нормальный человек боится смерти; Представление о рае как о нудном, скучном коммунизме — это ведь распространенная точка зрения; Это важно — умение человека терпеть физическую боль; Были разные идеи тем или иным образом сделать человека счастливым; Я встречал столько замечательных счастливых людей; Мне рассказывали чудовищную историю; Для меня принципиальный вопрос — буквально понимать то, что написано в Писании; Вроде бы себя мы так или иначе все равно жалеем, любим и готовы простить; Я раза три-четыре убегал из дома].Вместо послесловия: «Последний вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: Не прекращается дискуссия, выносить ли тело Ленина из мавзолея. Где вы поставите точку во фразе: «Спешить нельзя ждать»? Хотиненко: «Спешить. Нельзя ждать»).  Ил.: Владимир Хотиненко. Фото ТАСС; В студии телеканала «Спас» во время записи передачи. Фото Владимира Ештокина; Кадр со съемок фильма «Паломничество к Вечному городу». Фото Юрия Ермолина;  Кадр со съемок фильма «Поп». Фото ТАСС// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.8-13. - (рубрика «Парсуна номера»). В конце публикации (С.13) читателю  предлагается: Смотрите полный выпуск «Парсуны» с участием Владимира Хотиненко по этой ссылке (QR-код — ссылка на передачу).

Вопрос номера:

Живу не свою жизнь. Как мне найти себя? Письмо читателя / Наталья; Отвечает психолог Александр Ткаченко. Рисунки Марии Сосниной// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.14-20. - (рубрика «Вопрос номера»).

Реклама: С.21.

ВЕРА(раздел). – С.22-57.

Школа «Фомы». Суть вещей:

Как устроены царские врата и алтарь. [Инфографика]. На примере храма святого великомученика и целителя  Пантелеимона в Нижнем Новгороде.  Фото царских врат и алтаря — Борис Поваров. Информация представлена в четырех частях.

Часть I. «Царские врата» (С.22-23). Где находятся: Царские врата расположены в центре местного - самого нижнего - ряда иконостаса; Название и символизм: Символизируют собой врата рая, то есть вход в Царство Небесное; Богослужебная практика: Входить в алтарь через царские врата могут только священнослужители и только в облачении; История: Изначально царскими вратами назывался главный вход в базилику, через который в здание входил император или его представитель. Позднее наименование царских врат перенеслось  на центральные двери алтаря; Самые известные: Среди наиболее известных царских врат — работа кисти преподобного Андрея Рублева для иконостаса Свято-Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 г.). В настоящее время находятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.

Часть II. «Как устроен алтарь» (С.24-25). Жертвенник: Стол слева от престола, на котором  приготовляются хлеб и вино для Евхаристии; Горнее место и запрестольный образ: Возвышенность за престолом  у восточной стены алтаря, на которой стоит трон для архиерея и стулья для священников — все вместе они символизируют Христа и апостолов. На горнем месте обычно есть изображение Христа или Троицы;  Запрестольные  крест и икона: Сразу за престолом стоят крест с распятием Христа и икона Богородицы. Обычно у них есть длинные древки, за которые их держат во время крестного хода. Поэтому их еще называют «выносные»; «Семисвечник»:  Богослужебный светильник из семи лампад. Символизирует семь таинств Церкви; Престол: Самое главное и священное место алтаря. По форме четырёхугольный стол. На нем совершается таинство Евхаристии.

Часть III. «Что находится на престоле» (С.25). 1. Антиминс: прямоугольный плат с изображением положения во гроб Христа. В антиминс вшиты частицы мощей святых. Без антиминса служить литургию нельзя. 2. Напрестольный крест: Им благословляют молящихся, дают прикладываться после богослужения, используют при совершении разных таинств и освящении воды; 3. Дарохранительница: Ковчег (небольшой металлический ящик) для хранения запасных Даров (Причастия); 4. Напрестольное Евангелие:  Символизирует Христа. На лицевой стороне изображено Воскресение Христово, на обратной — Распятие или крест.

Часть IV. «Что изображено на царских вратах» (С.26-27). Царские врата  - образ дверей Рая. После грехопадения Адама Царствие Небесное впервые открылось нам через Благую весть: поэтому на царских вратах изображается сюжет Благовещения, когда архангел Гавриил приходит к Деве Марии и сообщает ей о предстоящем Боговоплощении; Благая весть также раскрывается в Евангелии. Поэтому на царских вратах часто  изображают  четырех евангелистов — Иоанна, Матфея, Луку и Марка.  Таким образом, иконография царских врат показывает путь, которым можно войти в двери Царствия Небесного; Царские врата венчает изображение Распятия, т. к. именно благодаря крестной жертве Христа нам открылся вход в рай. Иногда Крест заменяют на хризму — монограмму имени Христа, которая состоит из двух начальных букв имени Х и Р. По краям хризмы часто помещаются греческие буквы Альфа и Омега /Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь (Откр. 1:8)/;  В Древней Руси существовала и в наше время возвращается практика помещать на царских вратах ростовые изображения святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов Божественной литургии;

Заключает публикацию заметка заслуженного архитектора России, действительного члена (академика) Международной Академии архитектуры, главного архитектора Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова «Единое пространство молитвы», в которой автор размышляет над тем, каким должен быть современный иконостас. (С.27)// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.22-27. - (раздел «Вера», рубрика «Школа Фомы”. Суть вещей»).

Игорь Цуканов. Герои и антигерои Страстной седмицы. [Мы свободны менять свои решения - до тех пор, пока живы, - и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа]. В иллюстрировании материала использованы картины: «Тайная вечеря», Николай Ге (1863); «Анна и Каиафа», Джеймс Тиссо (1890-е гг.); «Иисус Христос и грешница», Андрей Миронов (2011); «Св. Иоанн Креститель обличает Ирода», Джованни Фатори (1875);  «Святой сотник Лонгин», Андрей Дроздов (2009); «Апостол Иоанн ведет Богородицу домой», Уильям Дайс (1840); «Совесть. Иуда», Николай Ге (1891); «Христос и Никодим», Генри Оссава Таннер (1899); «Снятие с креста», Василий Петров (1878); «Понтий Пилат», Василий Шишкин (2018); «Голгофа», Николай Ге (1887)// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.28-45. - (раздел «Вера»). Герои и антигерои Страстной седмицы представлены здесь в главах:

Первосвященники Анна и Каиафа: вершители суда над Богом. - С.30-31;

Женщина с сосудом мира: приготовление Христа к погребению. - С.32-33;

Царь Ирод Антипа: в погоне за впечатлениями. - С.34;

Сотник Лонгин: Воскресение Христово видевший. - С.35;

Богородица: Посвятившая Себя Сыну. - С.36-37;

Апостол Иоанн: с Христом на Голгофу. - С.37;

Иуда Искариот: предатель, а не «исполнитель Промысла». - С.38 - 39;

Иосиф Аримафейский и Никодим: фарисеи, выбравшие Христа. - С.40-41;

Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса. - С.42-    43;

Разбойники, распятые рядом с Христом: два пути. - С.44-45.

Пасхальный фотофестиваль:

Чувство Пасхи. [По традиции накануне светлого Христова Воскресения подписчиков «Фомы» в социальных сетях попросили поделиться фотографиями, которые объединяет одно общее чувство — чувство Пасхи. В этом номере представлены лишь некоторые кадры, остальные фотографии можно посмотреть в нашей группе «ВКонтакте»]// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.46-50. - (раздел «Вера», рубрика «Пасхальный фотофестиваль»). Публикация включает следующие фотоработы:

«Во время ночного пасхального крестного хода дети на минуту остановились, чтобы их свечи не потухли от налетевшего ветерка».     Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Эстония. Фото Глеба Кучинского. - С.46-47 (фото на развороте заставки к материалу, надпись  см. на С.48);

«В нашем приходе есть такая традиция — всем детям на Вербное воскресенье раздают пальмовые ветви, украшенные цветами и колокольчиками. Дети встают в центре храма и на Великом входе на литургии священники со Святыми Дарами проходят сквозь эту пеструю колонну. В храме стоит полная тишина,слышен только тихий звон          колокольчиков и шуршание пальмовых ветвей!». Храм святителя Николая Чудотворца в Амстердаме, Нидерланды, 2019. Фото Ольги Ермаковой. - С.48-49;

Природа готовится к Пасхе. Фото Анны Медведевой. - С.49;

Крестный ход на Пасхальной седмице. Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери, Хабаровск, 2019. Фото Елены Герасевич. - С.48-49;

Прихожане-эритрейцы на литургии в Неделю ваий.  Храм святителя       Николая Чудотворца в Амстердаме, Нидерланды, 2016. Фото Ольги Ермаковой. - С.50;

Корзинка с пасхальными яйцами. После литургии их раздавали всем прихожанам. Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери, Хабаровск, 2019. Фото Елены Герасевич. - С.50.

Реклама: С.51.

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Преподобномученица Анастасия (Бобкова). 16.12.1890-5.04.1938. Ил.: Преподобномученица Анастасия Бобкова. Фото сделано в тюрьме; Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь близ деревни Акатово, наши дни. Фото Владимира Ходакова// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.52-55. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Преподобномученица Анастасия родилась 16 декабря 1890 года в селе Кузяево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Степана Бобкова. В          1920 году родители Анастасии умерли, и она поступила в Свято-Троицкий          Александро-Невский монастырь, находившийся вблизи деревни Акатово Клинского уезда. После прихода к власти большевиков монастырь ради сохранения богослужения и монашеского строя жизни был преобразован в сельскохозяйственную       общину. В 1927 году община была закрыта и насельницы покинули монастырь. Анастасия переехала в деревню Занино в Волоколамском районе и стала помогать     священнику, служившему в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе      Шестаково. По просьбе верующих читала Псалтырь по умершим. В 1930 году власти решили закрыть храм Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда на приходском собрании был поставлен вопрос о незаконности такого закрытия. Во время собрания в помещение ворвались комсомольцы и попытались сорвать обсуждение. Женщины          оказали энергичное сопротивление и выдворили их из помещения. Позже это было расценено как насилие над представителями власти. Пять участников собрания,       среди них Анастасия, были арестованы. Анастасию приговорили к трем месяцам      заключения в исправительно-трудовом лагере, но храм тогда не был закрыт. Вернувшись из заключения, Анастасия поселилась в той же деревне. Она не скрывала свою веру в Бога, прямо говорила о том, что советская власть  незаконно закрывает церкви и преследует духовенство. 2 марта  1938 года послушницу Анастасию снова арестовали и заключили в Волоколамскую тюрьму, обвинив в контрреволюционной        деятельности и антисоветской агитации. Обвинение было подкреплено показаниями допрошенных следователями служащих местных сельских советов. 9 марта 1938 года          тройка УНКВД по Московской области приговорила послушницу Анастасию Бобкову к расстрелу. После приговора она была переведена в Таганскую тюрьму в Москве. Расстреляна 5 апреля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Вскоре после ее расстрела храм в селе Шестаково закрыли, в последствии здание храма отдали под автомастерскую.

 Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №4(204) – апрель 2020. - С.56-57. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

Почему в Церкви прихожане делают замечания насчет одежды людям, которые впервые пришли в храм?Потому что.  -  С.56.

Говорят, что эпидемии — это наказание людям от Бога за грехи. Фотоlori.ru. На самом деле. - С.56.

Часто спрашивают: надо ли платить за исповедь? Отвечаем:  -         С.57.

[Ответ священника:]

Можно ли молиться о том, с кем хочешь связать судьбу?  Спрашивает / Анна.  Отвечает протоиерей Андрей Ефанов// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.57. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

            ЛЮДИ (раздел). – С.58-65.

Архимандрит Дамаскин (Орловский). «Свидетели той эпохи уходили один за другим, и нужно было на что-то решаться». Как священник посвятил свою жизнь новомученикам.* Подготовила Анастасия Спирина. Фото Владимира Ештокина и фото из архива архимандрита Дамаскина// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.58-63. - (раздел «Люди»). Имеется краткая биографическая справка «Архимандрит Дамаскин (Орловский)» (С.60). 

Призвание» - так называется проект журнала «Фома» о тех, кто однажды услышал          призыв Бога к священству, о людях, чья жизнь когда-то навсегда превратилась в служение.

У вас будет ребенок:

Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Департамент образования и науки Кемеровской области.

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы рубрики - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.64-65. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

Детей можно взять в семью только вместе!

Ангелина, видеопаспорт № 7kjm, родилась в январе 2009 г.; Настя, видеопаспорт № 7e82, родилась в июне 2010 г.; Денис, видеопаспорт 77wi, родился в марте 2013 г. - (Наши достижения; О нас; Мы любим). - С.64.

Куда обращаться будущим родителям Ангелины, Насти и Дениса. – С.65.

Творческие игры для детей

По телевидениючастенько показывают игровые судебные шоу. Многие дети их видели и имеют некоторое представление  о том, как происходят суды, пусть и ненастоящие. В специальном проекте «Фомы» - пять развивающих игр театральной направленности  для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть в игру «Суд».

«Суд». / Об игре рассказывает Ирэна Кузнецова. Ил.: Кадр из мультфильма «В стране невыученных уроков»// Фома. - №4(204) - апрель2020. – С.65. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Творческие игры для детей»).

КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.

Так и было. 1997-й. [Проект «Так и было» - взгляд «Фомы» на путь, пройденный  страной, Церковью, каждым из нас с того момента, как начал издаваться журнал. Оглянуться, чтобы отделить преходящее, которое когда-то казалось нам самым важным, от по-настоящему ценного, которое нередко мы считали второстепенным. Оглянуться назад, чтобы сориентироваться  там, где мы находимся сейчас, и не ошибиться в выборе дороги, по которой последуем дальше. Инфографика.]. Подготовила Марина Борисова. На заставке к материалу ил.: Принцесса Диана за два года до страшной автокатастрофы. Фото PhotoXpress; Фестиваль «Москва! ...Люблю тебя, как сын!» на ВВЦ во время празднования 850-летия Москвы в День города. Сентябрь  1997. Фото РИА Новости; Кадр из фильма «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.66-73. - (раздел «Культура»). Материал включает две части. Вот краткое содержание, представленной в них информации:

Первый раздел: «Чем запомнился этот год»:

Чечня: война закончилась, но мир не наступил.На фото священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михайло-Архангельского храма в Грозном. Был схвачен боевиками, его пытали, но он никого не оговорил и от веры не отрекся, за что был расстрелян. - С.68;

Шах и мат: искусственный интеллект начинает и выигрывает. 11 мая  чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров проиграл матч суперкомпьютеру IBM Deep Blue. Фотохроника события. - С.68;

Овечка Долли. 7 марта журнал Nature сообщил, что ученые из Рослинского института в Эдинбурге в Шотландии воспроизвели ягненка без участия половых клеток барана — методом клонирования на свет появилась овечка Долли. Ил.: Эмбриолог  Иэн Уилмут с клонированной им овечкой Долли. Фото. - С.68;

Россия и Запад: НАТО движется на Восток. В конце мая Россия и НАТО подписали «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности». Были предусмотрены совместные миротворческие операции под руководством Совета Безопасности ООН      или под контролем ОБСЕ. А в начале июля на встрече  глав государств и       правительств НАТО в Мадриде принято решение о начале переговоров о вступлении в альянс Венгрии, Чехии и Польши... - С.68;

Гибель принцессы Дианы: смерть как скандальная новость. Это      случилось 31 августа в Париже. 15 лет эта женщина была самой привлекательной мировой знаменитостью. В 1992-м они с принцем           Чарльзом разъехались, а в 1996-м  официально развелись... Подступы к резиденции Дианы, Кенсингтонскому дворцу и к британским посольствам по всему миру поклонники «леди Ди» завалили горами букетов и портретов. Все осуждали бездушную королеву и ее сына. А принцесса Диана до сих пор для многих — символ борьбы за личную свободу. Ил.: Цветы на площади перед Кенсингтонским дворцом после похорон принцессы Дианы. Фото Lori.ru. - С.69;

Появляется Яндекс. Осенью запущен Яндекс, самая популярная       национальная поисковая система и почтовый сервер для огромной страны со слабыми коммуникациями — исключительная возможность связи со страной и миром.- С.69;

Тамагочи. Россиян вслед за остальным миром захватывает новая забава — виртуальный зверек тамагочи, живущий на экранчике пластмассового брелока. Он то и дело пищал, и,  нажимая три кнопки, его мыли, одевали, кормили, лечили и укладывали спать. Если этого не делать вовремя, он сердился, топал ножкой, чах и умирал. Средняя продолжительность жизни — 20 дней. - С.69;

Культура искушения: НТВ игнорирует верующих. 1 ноября начал вещание некоммерческий телеканал «Культура». А 9 ноября телекомпания НТВ показала скандально известный фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа»... Там, где фильм демонстрировали, это всегда сопровождалось беспорядками и акциями протеста. 5 ноября 1997 года Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви выступили против показа фильма на НТВ, поскольку это «нарушает нормы российского законодательства и общественной     нравственности». Но показ все-таки состоялся. Ил.: Митинг у телецентра         «Останкино» против показа по НТВ  фильма «Последнее искушение     Христа». Фото РИА Новости. - С.69;

Большое противостояние: олигархов выдавливают из власти. 7       марта       президент Ельцин назначил первыми вице-премьерами Чубайса и Немцова, укрепив реформаторскую ветвь правительства. Началось вытеснение из структур исполнительной власти представителей олигархического капитала, обеспечившего Ельцину победу на выборах... Березовский с Гусинским проиграли... Березовский в начале декабря был снят с поста замсекретаря Совета Безопасности. Ил.: Б. Ельцин пожимает руку Б. Немцову. Фото РИА Новости. - С.70;

Выходит первая книга о Гарри Поттере. 26 июня в лондонском     издательстве Bloomsbury вышла книга Джоан Роулинг «Гарри Поттер и      философский камень» (Harry Potter and the Philosopher's Stone) — первый роман из серии книг про Гарри Поттера. Ил.: Обложка издания. - С.70;

Уходят из жизни: 12 июня — поэт и композитор Булат Окуджава; 1 августа — пианист Святослав Рихтер; 21 августа — артист цирка, киноактер, телеведущий Юрий Никулин. Фото. - С.70;

В Церкви: на повестке украинский вопрос. На Архиерейском Соборе  митрополит Киевский Владимир (Сабодан) говорил о крайне тяжелом положении Украинской Православной Церкви: против нее ополчились и раскольники-автокефалисты, и униаты, и римо-католики, и греко-католики, и неоязычники, и греческие старостильники. А митрополит Харьковский Никодим (Руснак) и архиепископ Львовский Агафангел (Саввин) подняли вопрос об отлучении от Церкви и лишении сана кощунственно называющего себя «патриархом» монаха Филарета (Денисенко). И собор отлучил его от церкви. Ил.: Уличные выступления верующих против Филарета (Денисенко). Фото с сайта 0642.ua. - С.70.

Второй раздел: «О чем писал “Фома”»  (С.71-73)  - воспроизводит одну из публикаций 1997 года: Фома. - №1(4). – 1997. – С.46-48. –        (рубрика «Чтение»):

Владимир Гурболиков*. Ольга. История любви. Ил.: Обложка журнала     «Фома» 1(4) за 1997 год; Разворот страниц  журнала,  где был напечатан        лирико-автобиографический рассказ «Ольга»; Фото из семейного архива В. Гурболикова, лето 1998 года и фото Владимира Ештокина// Фома. - №4(204) — апрель         2020. - С.71-73. - (раздел «Культура»).

* В 1997 году рассказ публиковался под псевдонимом Владимир Маслов.

Семейное чтение: 

Александр Ткаченко.  Мироносицы: пасхальная история. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.74-79. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Илья Оганджанов. Брат мой кузнечик. Подборка стихотворений («Бессонный бег автомобилей…»; «К синим звёздам уносится дым...»; «Куда убегает дорога?..»; «послушай как бьётся сердце...»; «я говорю с травой листвой волной...»; «Небо, поле, тишина...»; «С утра про себя напеваю...»; «качнётся лодка у причала...»; Роберт Фрост (1874-1963). Зимним вечером у леса. Перевод И. Оганджанова). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Романа Макагонова. Фото Евгения Саенко// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.80-81. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»). 

Школа «Фомы». Книга. Классики рекомендуют:

  *В литературной рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.

  Афанасий Фет  и  И. В. Гёте «Фауст»

Афанасий Фет [о «Фаусте» Гёте. Цитата]: «...Фауст, убедившись в бессилии науки отвечать на капитальнейшие вопросы бытия, с отчаяния как бы махнув рукой на свое прошлое, вступает в союз с Мефистофелем в надежде узнать  истину. Гёте в своей трагедии выдвигает на авансцену историю развития  человеческого духа. <...> Обращаясь к Фаусту с обычными требованиями  верности идее, природе и наставительности, мы найдем, что ни одно произведение искусства не захватывает такой широкой идеи, как  “Фауст”. Если под верностью природе разуметь природу искусства, то на каждом шагу мы будем изумлены той очевидностью, с какой  трагедия вводит нас из мира будничных явлений в мир самых волшебно-несбыточных. Что же касается поучительности, то “Фауст” выставляет такую массу фактов и глубочайших мыслей, что поучиться есть чему, была бы охота». Рисунок Анастасии Бабич// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.82-83. - (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

[Информация о книге]. Автор: Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) немецкий писатель и философ. Знал много языков, был художником, актером и театральным режиссером, писал сочинения по естествознанию, искусствоведению, ставил химические опыты, занимался ботаникой, оптикой, минералогией, педагогикой и многим другим. Гёте и христианство: Не принадлежал ни к противникам, ни к отрицателям христианства. В тех произведениях Гёте, где затрагиваются религиозные темы, он выступает не как богослов, а только как художник слова. В самом начале «Фауста» писатель настоятельно предупреждает, что перед нами будет разворачиваться не подлинная жизнь, а поэтический вымысел; Фет и Гёте: Афанасий Фет (1820-1892) вошел в историю русской литературы как поэт, автор знаменитых стихотворений «Я пришел к тебе с приветом...», «Шепот, робкое дыханье...» и др. Был также переводчиком. Самым грандиозным переводческим подвигом Фета стал перевод на русский язык бессмертной трагедии Иоганна Гёте. Фет не просто перевел обе части «Фауста», но и снабдил свой труд подробным комментарием и примечаниями; Содержание: В трагедии рассказывается, как дух зла Мефистофель затеял с Богом пари: сможет ли он совратить с истинного пути ученого Фауста. Бог соглашается на спор, так как уверен в Фаусте («добрый человек в своем стремленьи темном, найти сумеет настоящий путь»). Поиски этого пути и лежат в основе сюжета «Фауста»; История создания и публикации: Можно сказать, что Гёте всю жизнь писал «Фауста». Замысел произведения у него возник еще в 1773 году, когда ему было всего 23 года, а заканчивал текст автор уже 82-летним стариком; Легенда о докторе Фаусте: В основу своего произведения Гёте положил легенду XVI века о докторе Фаусте, который занимался черной магией и продал дьяволу душу. Создатели первых легенд о Фаусте рассказывали о нем, как о богоотступнике, вступившем в союз с нечистой силой. Английский драматург Кристофер Марло в «Трагической истории доктора Фауста» (1592) впервые показал трагизм судьбы героя. Гёте же в корне изменил образ доктора. Из скучающего богоотступника он превратился в страдающую, ищущую и вдохновенную натуру; «Смысл произведения»: Гёте был решительно против точного определения главной идеи произведения и говорил о тех, кто пытается ее вычленить: «Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею хотел я воплотить в “Фаусте”? Как будто я сам это знаю и могу выразить!..». Герой Гёте подвергается дьявольским испытаниям как представитель всего человеческого рода. Сам автор трагедии уверен, что положительные качества Фауста сильнее любых пошлых и дурных соблазнов. Мефистофель у Гёте — проницательный знаток слабостей человеческой натуры, его сверхзадача: доказать Богу ничтожество человека. Но у Мефистофиля не получается совратить Фауста с пути искания истины. Фауст обретает смысл жизни в исканиях, в действии, в усилии. После смерти Фауста божественные силы не дают утащить его душу в ад и уносят ее на Небо. Главное, о чем нам своим «Фаустом» хочет сказать автор, - это постоянная работа над собой, упражнение и развитие вложенных природой в человека способностей, без которых, по Гёте, не мыслится духовное совершенствование. «Я думаю, - говорил Гёте, - что каждый должен начать с самого себя»;   Интересные факты;Ил.: Иоганн Вольфганг Гёте. И. Карл, 1828; Фауст и Маргарита в саду. М. А. Врубель, 1896; Полет Фауста и Мефистофеля. М. А. Врубель, 1896; Винный погреб Ауэрбаха, где Мефистофель демонстрирует свои «чудеса» (существует на самом деле, туда заглядывал молодой Гёте, будучи студентом Лейпцигского университета); Кадр из немого фильма «Фауст» 1926 года Фридриха Вильгельма Мурнау (среди самых известных фильмов по мотивам гётовского произведения и «Фауст» режиссера  Александра Сакурова, 2011 г.). Подготовила Ася Занегина// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.84-85 (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

«Пасха Фауста» Отрывок из трагедии Иоганна Гёте «Фауст». Перевод Афанасия Фета. Заголовок дан редакцией. Фото Howard Ignatius/Flikr/CC BY 2.0// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.86-87. - (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

Дэвид Харт. Красота бесконечного. Эстетика христианской истины. Пер. с англ. Андрея Лукьянова. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола  Андрея, 2010. - 673 с. / Представляет Игорь Попов// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Издавать книги по культурологии          в России — это миссионерский подвиг. А издавать книги христианских культурологов — подвиг вдвойне. Издательство Библейско-богословского института св. апостола Андрея этим подвигом занимается давно, что не может не радовать неравнодушных читателей. Но эта книга сама по себе — явление на          книжном рынке, так как позволяет познакомиться с идеями православного теолога и культуролога Дэвида Бентли Харта. Этот современный (род.1965) американский          православный богослов и культуролог учился в нескольких университетах США и Великобритании, сейчас преподает в католическом Провиденс-колледже. Он выстраивает свою апологию христианства на эстетике, что уже невероятно интересно, хоть и не бесспорно. Он довольно широко демонстрирует свою эрудицию, иногда даже перебирает с этим. Харт элегантно вступает в спор с новой философией и постмодернистами, особенно с Делезом. Основная часть его работы, собственно, и есть «Красота бесконечного» (Dogmatica minora), где  культуролог в теологии (Троица, Творение, Спасение и Эсхатология) видит апологию в эстетике. Он считает, что в Христе бесконечность видится как прекрасное, и поэтому ее можно пройти и понять лишь посредством прекрасного. Эта книга действительно уникальный подарок для    всех, кто интересуется вопросами христианской культуры не в ее застывшем виде исторического богословия, а в живом диспуте со светскими философами и культурологами.

Протоиерей Алексий Лисняк. Земляничные луга. - Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский  монастырь, 2019. - 192 с. /  Представляет Викентий Копытков// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Одно название сборника рассказов протоиерея Алексия Лисняка вызовет у читателя теплые летние воспоминания, наполненные запахами луговых трав и ароматом лесной          ягоды. Художник А. Лапина, следуя задумке автора, подарила этой книге обложку, которую хочется разглядывать и разглядывать. Здесь и крепкие деревенские дома, и          речушка и, конечно же, храм. Храм. Читая эти рассказы, незаметно для себя выстраиваешь в душе свой собор. Ведь они наполнены такой любовью к героям, что          из этой доброты, точно из кирпичей, складываешь свое отношение к жизни. Любить не всех сразу, а каждого в отдельности — огромный труд. Трудно относиться   одинаково и к благодушному батюшке, и к заблудшим алкоголикам, и к простодушным великовозрастным красавицам, и уж тем более к зачерствевшим       душой чиновникам. Но автор обладает этим даром и щедро  делится им с читателем. Конечно, отец Алексий не закрывает глаза на темные стороны характеров персонажей. Но, изображая человеческие пороки, он делает это с мягким юмором, «заземляя» высокое эмоциональное напряжение. Особо это заметно при передаче устной речи героев. Автор дает понять, что некоторым из них присуща обсценная лексика, но сам ее полностью избегает, причем нисколько не убавляя достоверности персонажей, как будто их речь была показана один в один. Книга прекрасно подходит для семейного прочтения. Послевкусие оставляет приятный и долго не забываемый букет доброты, любви и веры с легким ароматом горечи.

Михаил Логинов. Приключения по контракту. - М.: Детская литература, 2019. - 328 с. /  Представляет Ян Батаев// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Главный герой повести Лешка — самый обычный подросток, нерешительный, не уверенный в себе. В семье — проблемы, в школе и на улице — хулиганы. Жизнь сера и уныла, как осенний день в Санкт-Петербурге. Кстати, именно в северной столице и ее окрестностях и разворачивается действие. Его завязка: Лешка становится испытателем прибора, разработанного для обеспечения безопасности маленького арабского принца (это единственное фантастическое допущение «Контракта»). Тестирование длится десять дней, но за это время мальчик успевает поверить в свои силы. Он осознает, что мир можно изменить к лучшему, что не все так безнадежно, как ему изначально представлялось. Правда, по ходу чтения мне показалось, что Лешка и некоторые другие персонажи вышли слишком уж правильными. Михаил Логинов создал героев с безукоризненной этикой, но не слишком-то похожих на реальных подростков, каких мы видим в жизни ... стоит ли это делать? Впрочем, у ребят младшего школьного возраста таких сомнений не возникает. Неудивительно: опасности, секретные лаборатории, борьба с хулиганами, напряженный, местами    почти трагический сюжет привлекут детей, а может, и их родителей. Кстати, я предложил книгу своему тринадцатилетнему товарищу. Эксперимент удался: книга была прочитана за неделю совместными усилиями подопытного и его родителей (они читали на ночь). Все остались довольны.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы о церковном искусстве:

Может ли светский художник писать иконы? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Благовещение. В. Боровиковский, 1809// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Иконы Страстной седмицы. Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Спас во гробе, икона XII в., Византия// Фома. - №4(204) – апрель 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает кинорежиссер Сергей Мирошниченко. Фото  ТАСС// Фома. - №4(204) — апрель 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Наиболее важной мне показалась «Парсуна номера» с Владимиром Хотиненко (с.8): я думаю, это одно из лучших его интервью! Искреннее и открытое, что для режиссера большая редкость. Особенно меня впечатлил его рассказ о матери - этот фрагмент «Парсуны» не только очень чувственный, но и по-настоящему кинематографичный. Этот текст было бы полезно прочитать кинематографистам, особенно молодым.

2. Какой материал  Вы бы  порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Я рекомендую две публикации. Первая - «Герои и антигерои Страстной седмицы»(с.28). Особенно текст о         первосвященниках Анне и Каиафе; Вторая публикация — рассказ об архимандрите Дамаскине (Орловском) (с.32). Это мощная документальная история о современном летописце, что мне, как документалисту, очень близко.

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Я бы хотел прочитать о молодых кинематографистах, выпускниках ВГИКа и других специализированных учебных заведений, узнать, что они думают о необходимости веры, о том, что для них счастье в жизни. Как в современном «компьютерном» мире они находят Бога, какой Он в их глазах?

4-я страница обложки: Реклама: Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: ДЕТСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ АУДИОЭНЦИКЛОПЕДИЯ. «ВОПРОСЫ ВЕРЫ И ФОМЫ, ИЛИ ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ». Программы: «Как Дева Мария стала Богородицей»; «Страстная неделя»; «Пасха Христова» (дается краткая аннотация и QR-код - ссылка на каждую из этих программ). Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...
29 апреля 2019
Поделиться: