В редакцию «Фомы» пришло письмо читателя:

Библия говорит, например: иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею (Втор 23:20). Меня смущает этот отрывок — получается, то, что является грехом по отношению к соплеменнику, можно по отношению к иноземцу. Библия поощряет несправедливое отношение к иностранцам? Может ли слово Божие учить такому?

Отвечает Сергей Худиев:

При прочтении подобных мест Библии необходимо помнить, что нравственные и ветхозаветные установления предназначались отнюдь не всему человечеству, но лишь одному народу, избранному для исполнения конкретного дела в совершенно конкретных исторических условиях. Поэтому давались они исходя из духовного уровня, нравственных особенностей, интеллектуальных возможностей этого народа, которыми он обладал на момент получения этих заповедей.

Так, Христос прямо говорит о заповеди, оговаривающей условия развода, (и, таким образом, косвенно его допускающей), что по жестокосердию вашему он [Моисей] написал вам сию заповедь (Мк 10:5). Здесь ветхозаветный законодатель не поощряет развод, но исходит из того, что, раз такая практика уже существует и ее пока невозможно искоренить, нужно хоть как-то ограничить зло и оградить права оставляемой женщины.

Многие места Ветхого Завета, которые смущают современного читателя, таким образом, представляют собой педагогическое снисхождение к грубым нравам эпохи. Если люди не способны воспринять всю полноту заповеди Божией, закон призывает их хотя бы уменьшить зло настолько, насколько это возможно: не просто выгонять жену из дома или даже покушаться на ее жизнь, а развестись с ней по закону, предусматривающему за ней определенные права. Заповедь о ростовщичестве вовсе его не поощряет, а наоборот, повелевает воздерживаться от этого зла хотя бы по отношению к своим единоверцам и соплеменникам.

Это очень несовершенное приближение к тому, чего ждет от человека Бог, но все же приближение. Весь Ветхий Завет был постепенной подготовкой, длительным и трудным воспитанием веры и нравов иудейского народа, ведущим его к тому моменту, когда Бог полным и исчерпывающим образом открылся людям в Иисусе Христе. В проповеди и деяниях Господа Иисуса, в служении созданной Им Церкви замысел Божий открывается во всей своей полноте, по сравнению с которой многие ветхозаветные нормы, конечно же, являются несовершенными.

Все мы — в том числе те, кто не имеет личной веры, — выросли в культуре, сформированной двумя тысячелетиями евангельской проповеди, и если какие-то фрагменты Ветхого Завета кажутся нам сегодня морально недостаточными, то это потому, что мы смотрим на них уже глазами Завета Нового, который был дан всем народам и на все времена.

15
0
Сохранить
Поделиться: