Вопрос читателя:
Можно ли трактовать фразу Христа «один из Вас меня предаст» не как пророчество, а как приказ? Без этого предательства не было бы и Воскресения. Возможно, и скорее всего, я ошибаюсь.
Но, возможно, в Библии есть пророчество о предательстве Мессии Его учеником?
Александр
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Александр!
Святые апостолы и евангелисты однозначно толкуют поступок Иуды Искариота как предательство, а не исполнение воли Божией. Потому что предателя называет предателем Сам Господь и Спаситель Христос: «встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф.26:46). Об этом же упоминает и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Ин 13:11).
О трагедии предательства Иуды советую прочитать интересную, хотя и не бесспорную книгу Дарьи Сивашенковой «Вот Иуда, предающий Меня». В ней автор разбирает очень подробно мотивы и толкования поступка предателя. Есть материалы об истории Иуды и на нашем сайте.
Процитирую автора этих материалов Александра Ткаченко:
«Христос знает, что Иуда — потенциальный предатель, и все же берет его в Свои ученики. Христос знает, что Иуда — потенциальный вор, и все же поручает ему распоряжаться деньгами апостольской общины. Христос знает, что в Иуду войдет сатана, и все же дает ему власть над нечистыми духами, способность исцелять безнадежных больных, воскрешать мертвых. Зная, что Бог — благ, и желает всем только добра, из такого противоречивого поведения следует единственный вывод: Христос делал всё возможное, чтобы спасти Иуду от его будущих преступлений. Он окружил его самыми лучшими людьми, оказал ему максимальное доверие, наделил его духовными дарами, какие были лишь у величайших пророков. Но самое главное — Он Сам был рядом с Иудой целых три года неотлучно.
Никто из когда-либо живших на земле людей не получал большего блага, чем Иуда Искариот, избранный Богом отнюдь не для предательства и гибели, но — для проповеди Евангелия и высочайшей славы. Когда в его сердце уже созревал ужасный замысел, Христос все равно не отвернулся от него, до последнего момента стараясь уберечь Иуду от предательства, давая ему возможность отказаться от своих намерений. И даже в сам момент предательства, когда Иуда ночью привел толпу вооруженных боевиков, чтобы выдать им Учителя, Христос делает еще одну попытку пробудить в предателе совесть: Он называет Иуду — другом. Но, к сожалению, даже Бог не может помочь тому, кто не хочет помочь себе сам».
Для того, чтобы понять, что трагедия Иуды — плод его свободного выбора достаточно проследить историю предателя во всех евангельских эпизодах. Для этого нужно внимательно вчитаться в Священное Писание. Чего я нам с Вами желаю делать почаще.