16 февраля — 190 лет со дня рождения писателя Николая Лескова. Большинство читателей знает его как автора сказа «Левша» и талантливого романиста («На ножах», «Соборяне», «Некуда»). Однако Лесков писал также и замечательные рассказы. Небольшие по объему, они полны мудрости, остроумия и правды жизни. Мы подобрали для вас пять рассказов Николая Лескова, которые горячо советуем прочесть. Однако сразу оговоримся: в отличие от «Левши» эти рассказы рассчитаны на взрослого читателя и порой являются довольно страшными и жесткими.
«Тупейный художник»
Этот небольшой рассказ Лескова о смелом парикмахере по напряженности действия не уступает европейским разбойничьим романам и современным экшн-фильмам. Здесь есть и лихие погони, и мрачная графская «проклятая усадьба» с пытками и странным театром, и настоящая любовь, пронесенная через года. Одновременно с этим это очень грустная и пронзительная история, жанр которой сам автор определяет как «рассказ на могиле». История, описанная в «Тупейном художнике», подается как детские воспоминания самого писателя. Например, будучи учащимся орловской гимназии, Лесков отлично знал таинственные легенды о крепостном театре графов Каменских: эти впечатления он и передал в рассказе.
Главный герой произведения — русский «тупейный художник» Аркадий (тупейный от французского toupet — тупей, взбитый хохол на голове — парикмахер). Он работает «гримеровщиком» в графском крепостном театре и является мастером своего дела: «всматриваясь в живое, неповторимое лицо, он находит в нем всякий раз «новое воображение». Но высшая одаренность, по Лескову, состоит не столько в мастерстве гримеровщика и парикмахера, сколько в его умении с помощью своего искусства разглядеть и разбудить даже в самых жестоких и мрачных людях положительные качества. Для Лескова здесь особенно была важна нравственная победа «тупейного художника» над бесчеловечностью.
Историю тупейного художника, своего возлюбленного, рассказывает пожилая женщина, бывшая крепостная актриса, которая вспоминает события своей молодости. Эта женщина — няня рассказчика, который также в произведении Лескова делится с читателями детскими впечатлениями. В лесковском тексте прошлое обнаруживает бесконечную значимость для настоящего: между няней и мальчиком, узнавшим ее необыкновенную историю, рождаются истинные взаимопонимание и сочувствие.
«Души их во благих водворятся» — слова из погребальной песни, взятые Лесковым эпиграфом к рассказу, утверждают необходимость и бессмертие добра, творимого людьми. Тупейный художник отстаивал и защищал истинно человеческие принципы жизни. История о нем оказала серьезное нравственное воздействие на повествователя еще в детстве, и сейчас, уже взрослому человеку, ему открываются простые, но очень мудрые истины о деятельном добре и бессмертной любви, которая живет в памяти.
«Несмертельный Голован»
«Он сам почти миф, а история его — легенда», — так начинается рассказ Николая Лескова об удивительном бесстрашном человеке, которого знавшие его люди прозвали «несмертельным». Прозвище героя по имени Голован «не было пустым, бессмысленным звуком — его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован — человек особенный; человек, который не боится смерти».
Рассказ написан в любимой повествовательной манере автора «Левши» — «мемуаром», то есть все описанные в «Несмертельном Головане» события излагаются как достоверные: автор либо наблюдал их сам, либо слышал от близких и знакомых людей.
В рассказе Лесков вспоминает о страшном голоде, охватившем Орловскую губернию в 1840 году, за которым последовала опасная болезнь, схожая одновременно и с бубонной формой чумы, и с сибирской язвой, которая в XIX веке часто вспыхивала в сельских местностях России. «Над землей стояли смертные фимиазмы», и только одного Голована «смерть не брала».
Своего героя Лесков делает «людским лекарем», смысл жизни которого заключается в помощи ближнему. Но народная молва окутала его мистическим ореолом, приписала роль раскольника и грешника, имеющего связь с чужой женой. Однако каждая новая глава текста вносит правдивую ноту в расшифровку сложного характера «несмертельного» Голована. В итоге оказывается, что этот человек является истинным христианином и находится в родстве со всем миром: всех любит и всем помогает.
Рассказу предпослан эпиграф из Послания апостола Иоанна: «Совершенная любовь изгоняет страх».По этому принципу и живет главный герой. «Несмертельный» значит смелый, бесстрашный человек: Голован «безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зажаренных не только свежею водою, но и снятым молоком… шнырял из лачужки в лачужку, чтобы промочить из склянницы засохшие уста умирающих или поставить мелом крест на двери». Самоотверженность и строгость Голована позволяет автору рассказа сравнить его с героем романа Виктора Гюго «Труженики моря» Жильятом. Персонаж Лескова, бескорыстно служащий добру, способен достигнуть нравственных высот, именно ему дано познать «совершенную любовь», и именно он достоин именоваться истинным праведником.
«Зверь»
Эпиграфом из жития старца Серафима Саровского открывается рассказ Лескова «Зверь»: «И звери внимаху святое слово».
Возможно ли духовное преображение невероятно жестокого и злобного человека? Лесков в рассказе «Зверь» отвечает на этот вопрос утвердительно: да, возможно. Герой рассказа, богатый и деспотичный помещик, увлекается охотой на медведей. Он привозит их к себе в поместье, оставляет при дворе ради забавы, а после, как только зверь провинится и проявит свою звериную натуру (например, задерет домашнюю птицу), приказывает его прилюдно убить. Помещик«не хотел знать милосердия и не любил его, ибо почитал его за слабость».
Однако неожиданное происшествие полностью переворачивает взгляды богача: судьба испытывает человека на человечность. Удивительная история, произошедшая с его крепостным Ферапонтом и медведем по кличке Сганарель, меняет в его жизни всё и «исправляет» его сердце.
Приговоренный к гибели медведь Сганарель и вынужденный его убить слуга Ферапонт, который привязался к зверю, вызывает в свидетелях приговора чувство необычайной жалости: «Нам было жаль Сганареля, жаль и Ферапонта, и мы даже не могли решить, кого из них двух мы больше жалеем».
Человеческое чувство сострадания к живому существу передано Лесковым особенно ярко: на наивный вопрос мальчика, можно ли помолиться за Сганареля, старая няня, подумав, отвечает, что «медведь — тоже Божие создание, он плавал с Ноем на ковчеге». Будет ли спасён осужденный на казнь зверь и что станет с Ферапонтом, мы предлагаем читателям узнать самим. Однако главная мысль рассказа Лескова такова: деспотизм является лишь мнимой силой и кажущейся непреклонной твердостью духа, обязательно должен уступить место милосердию и любви.
«Старый гений»
Петербург. Маленькая старушка-помещица приезжает в большой город, чтобы пожаловаться полиции и суду на своего должника. «Вопиющее дело» состоит в том, что пожилая женщина «по своей сердечной доброте и простоте выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик».Однако своих денежных обязательств должник не уплатил в срок и исчез, оставив старушку, ее дочь и внучку на грани разорения. Этот распущенный человек обманул доверие доброй семьи и пошатнул веру в людей. Более того, никто не желает наказать преступника, так как у него было «какое-то могущественное родство», свои связи. И вдруг, когда, казалось бы, должник вот-вот улизнет, когда старушка практически отчаялась обрести помощь, нашелся человек, который пообещал ей: «Я выручу». Но о том, как внезапно обретенный гений помог бедной женщине и ее семье, предлагаем узнать читателям самим.
Этот замечательный, очень динамичный, и во многом ироничный рассказ Лескова — о торжестве справедливости. С каждой главой усиливается драматичность ситуации, однако пятая часть словно разрубает узел безысходности положения своей неожиданной развязкой. Некий «старый гений» восстанавливает утраченную справедливость и веру в человека. В рассказе Лескова торжествует добро и утверждается неотвратимость возмездия за зло. Почему же герой, выручивший незнакомую ему пожилую женщину, назван писателем гением? Потому что для автора тут важен высокий смысл помощи ближнему: именно в этом человеческом таланте протянуть руку помощи и проявляется духовная красота и теплота человеческого сердца.
«Зимний день»
«Рассказ Лескова «Зимний день» ужасная гадость во всех отношениях. Я и прежде не любила Лескова, а теперь еще противнее он мне стал»,— писала Софья Андреевна Толстая, так как в этом произведении Николай Лесков критикует воззрения ее супруга Льва Толстого и принципы толстовцев. Однако несогласие Лескова с толстовством далеко не самое главное в этом блестящем, скандальном и всегда злободневном в своей универсальности и вневременности рассказе.
В этом произведении Лесков подробно описывает разговоры, возникающие в течение одного зимнего дня в некой дворянской семье, где царит абсолютное моральное разложение, «хаос», и где «все друг другу не нравятся». Разобщенные отношения между членами семьи перекликаются с эпиграфом рассказа из библейской Книги Иова: «Днем они сретают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью»(сретают— встречают).
На примере одной семьи Лесков показывает, какой ужасной может стать действительность, где люди перестали различать добро и зло, где спутались и извратились представления о нравственности и стёрлись границы греха и добродетели.
В журнале «Вестник Европы» даже отказывались печатать «Зимний день», так как считали, что писатель слишком сильно сгущает краски. Редактор журнала писал Лескову: «Это — отрывок из “Содома и Гоморры”, и я не дерзаю выступить с таким отрывком на Божий свет».Однако за эту прямоту писатель и ценил свое произведение: «“Зимний день” мне самому нравится, — признавался Лесков. — Это просто дерзость — написать так его... “Содом”, говорят о нем. Правильно. Каково общество, таков и “Зимний день”».
В рассказе автор выступает обличителем обмана, насилия, лжи и неправды. Пытается предостеречь людей от падения в бездну бездуховности и разврата, утверждая, что важнее всего в человеке душа и способность к отзывчивости и состраданию. Разговоры в частном петербургском доме приобретают в «Зимнем дне» значение грандиозного художественного обобщения: картина современной Лескову общественной жизни представлена как предостережение всем людям, которые отказываются слушать и слышать друг друга.