От редакции: Позиция, прозвучавшая в этом тексте, может показаться спорной, однако нам кажется важным, чтобы она была услышана. Вместе с ней мы публикуем также и ответ Александра Ткаченко — статья «О пользе бесполезного» отражает иную точку зрения на ту же проблему.
Что дает вам вера? - спрашивает журналист у известного музыканта.
Жизнь, смысл, настоящую радость, - отвечает музыкант.
Вроде бы все правильно сказано, а осадок в душе какой-то остается.
Этот осадок вызван вовсе не ответом, а вопросом. Когда я читаю подобные беседы, на память сразу приходит недавний диспут с атеистом. Все в мире можно объяснять без Бога – говорил он. Сначала я хотел возразить. Но выслушав человека внимательнее, я подумал, что он прав. Его аргументы просты – радость, смысл, нравственность, объяснение вселенной – все это человек может найти и без самой идеи существования Высшего Разума. Как христианин я с ним полностью согласен: Бог не нужен ни для чего. Он не нужен для того, чтобы мы стали вежливее или добрее или чтобы мы нашли смысл нашей жизни. Он – Сам в Себе причина всего существующего, Он был до того как появилась Вселенная и человек, и останется во веки. Он может существовать без нас в полной гармонии. Ему не нужно то, что мы называем богослужением или постом.
В свойственной ему манере очень ярких сравнений, святой Иоанн Златоуст в объяснении Послания к Римлянам приводит такую параллель: «Какое существует расстояние между Богом и человеком? Разве не такое же, какое между людьми и червями? ..неужели ты пожелаешь от червя иметь великую и громкую себе славу? Итак, если ты и при сильном стремлении к славе не пожелал бы этого, то будет ли нуждаться в твоем прославлении Тот, Кто свободен от такого желания и бесконечно выше тебя?». Да, это звучит грубовато, но лучше всего передает главную мысль – Творец не нуждается в своем творении.
Именно поэтому вопрос не тему «что дает вам вера» по сути своей ничем не отличаются от атеистической идеи «все в мире можно объяснить без Бога». В обоих случаях вера и Бог – это некие инструменты человека, которые кому-то помогают жить, а кому-то заслоняют взгляд на мир. Вера или Бог не обязаны ничего давать или что-то объяснять.
Я не собираюсь ничего доказывать или в чем-то убеждать. Если моя вера основана на том, что она мне что-то дает в жизни (смысл, радость, квартиру) то грош ей цена. Моя вера ничего мне не дает. Вера – это личное отношение к знанию. Отношение это должно быть бескорыстным, иначе оно будет неискренним. В моей жизни были люди, которые сказали мне: все, что говорил Иисус – чистая правда. Жизнь и поступки этих людей говорили о том, что они не врут. Постоянно происходят события, которые подтверждают правду их свидетельства. Поэтому я тоже считаю бытие Божье аксиомой. И стараюсь жить так, как учил нас Иисус и Его ученики. А дает это что-то или нет – вопрос премии, решение о выплате которой принимается в небесной канцелярии. Вне зависимости от того, подавал я туда заявления или нет. Бог – свободное существо и сам вправе решать выполнять ли мои молитвы или нет, давать ли мне благодать или оставить без нее. Он любит нас больше, чем мы можем любить себя, значит, любые Его действия направлены для нашей же пользы. В той же беседе на Послание к Римлянам, святой Иоанн Златоуст говорил: «если бы не было обещано и никакой награды, то удостоиться славить Бога само по себе было бы славою».
Есть такое скромное предположение – интереснее было ставить вопрос обратно. Не «что дает вам вера или Бог?», а что вы делает для того, чтобы не стыдно было отвечать за свою жизнь после смерти? Высоцкий перед смертью писал: мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне будет чем ответить перед Ним. Конечно, же ставить такой вопрос журналисту перед музыкантом не совсем корректно. Но можно такой вопрос ставить себе. Говорят, помогает.
Фото Владимира Ештокина.